Перейти к содержимому

«Торговая война США и КНР в городе Гонконг»

Спокойная обстановка мирно живущих жителей Гонконга резко обострилась. В последнее время автономный округ, административно входящий в состав Китая утонул в хаосе, протестах и бойне со своим же населением. За несколько дней волнений количество недовольных достигло миллиона человек (13% от общей численности населения региона 7,48 млн чел.).

Граждане выражали свою негативную позицию в отношении возможного принятия местным законодательным органом закона об экстрадиции подозреваемых лиц, скрывающихся от правосудия в другие районы Китая, а также в страны, с которыми у Гонконга нет соглашений об экстрадиции. Таких массовых выступлений не было с 1997 г., когда Гонконг вошел в состав Китая.

После нескольких часов борьбы, полиции пришлось принять крайние меры − применить резиновые пули и слезоточивый газ. Так быстро разыгрывающийся сценарий волнения показывает, что между жителями автономии и официальными властями Китая существуют серьезные противоречия. Ну и конечно же, кому то подобный сценарий выгоден и денег на такую акцию этот игрок не жалеет.

С 1997 года Гонконг сохраняет широкую автономию, которая рассчитана до 2047 года, город самостоятелен в вопросах местного самоуправления, законодательства, судебной власти, таможенной, валютной и миграционной политики (согласно китайско-британской декларации о передачи Гонконга 1984 г.).

Что же послужило поводом для резкого скачка агрессии граждан и срочного внесения изменений в законодательство? Началось всё с того, что на территории Тайваня произошло убийство молодой девушки её же парнем по имени Чэн, гражданином Гонконга. Поскольку между Гонконгом и Тайванем нет соглашения об экстрадиции преступников, то местная полиция не может выдать Чэна тайваньским правоохранителям.

Конечно же люди понимают, что убийцу необходимо наказать за преступление и вышли они на улицы не для того чтобы его защищать. Жители Гонконга опасаются, что принятие закона, лоббируемого официальным Пекином, создаст повод китайским коммунистам лишить регион автономии. Местные жители в первую очередь считают себя гонконгцами и не ассоциируют себя с Китайской Народной Республикой (КНР).

Они опасаются, что закон об экстрадиции нужен КНР, чтобы осуществлять преследование китайских диссидентов, не согласных с политикой компартии. Такие опасения обоснованы, ведь Пекин и ранее делал попытки навязать автономии свои правила игры. В 2003 г. в Гонконге проходили акции протеста против китайского законопроекта о безопасности, который воспринимался как инструмент для политического преследования несогласных.

Протесты в Гонконге – это тревожный сигнал для компартии Китая. С другой стороны, если китайские власти будут продолжать вмешиваться в жизнь автономии, рост сепаратистских настроений среди местных жителей будет расти. За последние 20 лет почти полтора миллиона китайцев переехали в Гонконг, что также вызывает недовольство у местных жителей. По этим и другим причинам гонконгцы, особенно молодежь, с недоверием относятся к центральным властям.

Результат печален: приезжих они недолюбливают, а в Гонконге усиливаются антикитайские настроения. Всё это серьезная недоработка официального руководства Китая, продолжающаяся уже не первый год. В 2003 году примерно полмиллиона человек также вышли на улицы и заставили правительство отложить принятие спорного законопроекта о национальной безопасности, известного как «статья 23». Однако, на этот раз у протестующих гораздо меньше шансов, поскольку нынешняя власть в Пекине вряд ли пойдет на компромисс.

Американский след

Стоит заметить, что убийство девушки произошло ещё в феврале 2018 года, а протесты вспыхнули сейчас. Нестабильная общественно-политическая обстановка в Гонконге затрагивает интересы США. Между прочим, в городе Гонконг проживает 85 тыс. американских граждан, работает 1,3 тыс. заокеанских компаний. В 2018 г. товарооборот США и Гонконга составил 31,1 млрд долл. В 1992 г. США приняли закон, который признает особый статус Гонконга и даёт право свободного взаимодействия с местной властью в торгово-экономической, правоохранительной сфере, в области визовой политики, в инвестиционном секторе.

Подтверждением вовлеченности и заинтересованности американских властей в нынешнем положении в Гонконге стала высказанная поддержка США протестующим. Пресс-секретарь госдепартамента США М.Ортагус заявила, что закон об экстрадиции преступников подрывает автономию Гонконга, нарушает демократические права и свободы, существующие в регионе.

США беспардонно вмешиваются во внутренние дела Китая, не обращая никакого внимания на то, что после 1997 г. Гонконг стал китайской территорией. Кроме того, спровоцированный жесткий ответ полицией в адрес протестующих создает повод для обвинения китайских властей в нарушении прав человека, что так любят делать Штаты в отношении неугодных своей политике государствам.

В Белом доме используют протестные настроения в Гонконге, как фактор давления на Китай в контексте «торговой войны». Нарушение прав гонконгцев может быть использовано США как предлог для введения определенного рода санкций против страны в торгово-экономической сфере. Попросту говоря, американские власти дают понять китайцам, что если те не примут предложенное им торговое соглашение и не освободят американские фирмы от передачи технологий в обмен на возможность работать в Китае, то они продолжат расшатывать общественно-политическую обстановку в Гонконге и осуществлять поддержку протестующих сил.

А что в Таджикистане?

К сожалению подобная ситуация, а ещё с такой могучей заокеанской поддержкой может мгновенно произойти и в Таджикистане. На этой земле также существует проблемный регион – Горно-Бадахшанская автономная область. Эксперты допускают, что в ближайшие годы ожидаемая смена власти в Таджикистане может спровоцировать в регионе новый конфликт. С 1990-х годов Горный Бадахшан стремился усилить свою автономию, действуя, в том числе, и методами вооруженной борьбы. Есть вероятность, что в 2020 году, Президент Таджикистана Э.Рахмон передаст власть своему сыну Рустаму. Если процесс смены власти не будет гладким, лидеры Горного Бадахшана могут попробовать использовать ситуацию в своих целях.

Таким образом, взглянув на отрицательный опыт Китая официальному руководству Таджикистана стоит очень внимательно отслеживать обстановку в своем автономном регионе. Не позволять гражданам чувствовать своё особое обособленное положение и не дожидаться момента пока кто-то на Западе вспомнит, что есть на таджикской земле такая «ахиллесова пята», надавив на которую можно диктовать руководству независимого государства свои условия.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *