Что происходит с денежными переводами в Таджикистан.

Таджикистан может лишить сотни тысяч семей средств к существованию — нацбанк республики приостановил перевод денег из России. Кто пострадает?

3 декабря платёжные системы Western Union и «Близко» приостановили перевод средств из России в Таджикистан, сообщил РБК со ссылкой на операторов call-центров систем. Остальные компании отправляют деньги в Таджикистан, но проблемы возникли при выдаче денег получателям. Это связано с запуском Национального процессингового центра (НПЦ) Таджикистана. По словам опрошенных «Секретом фирмы» экспертов, ситуация не отразится на российской банковской системе, но может ударить по трудовым мигрантам из Таджикистана и их семьям.

Что произошло

С 3 декабря Таджикистан перешёл на новую систему. Все расчёты теперь должны проходить через нацбанк страны. НПЦ должен обеспечить прозрачность и безопасность операций.

26 ноября Национальный банк Таджикистана в официальном письме напомнил операторам платёжных систем об обязанности приостановить перевод денег в республику, если у них не подписан договор с процессинговым центром.

За день до этого, 25 ноября, в Банке России прошло совещание с участием представителей Нацбанка Таджикистана (НБТ), MoneyGram, Contact, «Вестерн юнион» и «Золотой короны», на котором операторы просили НБТ перенести срок подключения к процессинговой системе на шесть месяцев. Но добиться этого так и не удалось.

На MoneyGram, Western Union, Contact и «Золотую корону» приходится 90% всех переводов.

3 декабря переводы приостановила система Western Union, подтвердил РБК представитель системы: «Мы завершаем работу над изменением организации процессинга в соответствии с новыми требованиями оказания услуг денежных переводов в Таджикистане». В «Близко» не ответили на запрос.

Оператор call-центра системы Contact сообщил «СФ»: «Система переводов в Таджикистан работает в штатном режиме, деньги можно отправить и получить, как и ранее. Однако, если у получателя средств в Таджикистане возникнут какие-либо затруднения, ему следует обратиться в НБТ».

Продолжают переводить деньги «Юнистрим», MoneyGram и «Золотая корона». Но они не гарантируют получение средств в Таджикистане.

В «Золотой короне» и «Юнистриме» уточнили, что проблемы могут возникнуть при выдаче денег получателю. «Если такое произойдёт, советуем обращаться в Национальный банк», — рассказали в call-центре «Золотой короны». MoneyGram уточнил, что с их стороны ограничений нет и узнать об отказе в переводе можно только в момент перевода.

В отделениях банков Таджикистана уже собрались очереди: люди не могут получить деньги, отправленные через Western Union, Contact, «Юнистрим», «Золотую корону» и MoneyGram, сообщил Sputnik Таджикистан.

Как сообщает портал TAJWEEK.TJ, сейчас в республике работает только система денежных переводов «Юнистрим» и только из Таджикистана, а также переводы на банковские карты «Корти милли». Денежные переводы в Таджикистан через систему Contact принимаются, но выдаются только через Национальный процессинговый центр Нацбанка.

В НБТ сообщили, что уже работают с системами «Юнистрим» и Contact, с Western Union подписали соглашение, осталось решить технические работы.

По информации TAJWEEK.TJ, сейчас перевести деньги на карты «Корти милли» таджикских банков возможно посредством приложений «Сбербанк онлайн» от Сбербанка и «Золотая корона — денежные переводы» от системы «Золотая корона». Ранее в Нацбанке Таджикистана сообщали, что моментальные переводы на карты «Корти милли» и в дальнейшем будут работать при Национальном процессинговом центре.

В конце сентября к системе мгновенных переводов по номеру телефона от российского Сбербанка подключились МДО «Душанбе сити», «Коммерцбанк» и «Спитамен банк». На их карты можно перевести деньги с помощью мобильного приложения «Сбербанк онлайн». При этом максимальная сумма перевода ограничена 50 тысячами рублей. Деньги можно переводить в рублях — при зачислении на карту в Таджикистан они будут конвертированы в местную валюту.

Что думают «пострадавшие» таджики?

Как рассказал «Секрету фирмы» один из граждан Таджикистана, работающий в России, большинство его соотечественников переводят деньги с помощью «Золотой Короны»:

«В месяц мы отправляем домой по 20–25 тысяч. Иногда — 30. Зависит от того, чем занимается человек. В моём поселке за счёт переводов от работающих в России живёт не меньше 60 семей. Если „Золотая корона“ не будет работать, станем искать другие пути, как отправить деньги родным».

В 2018 году из России в Таджикистан перевели денег на общую сумму $2,55 млрд (163,5 млрд рублей). За первый квартал 2019 года из России в Таджикистан уже перевели $462 млн.

Что говорят аналитики и представители платёжных сервисов

Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ»:

«По крайней мере, формально НБТ объясняет задержку с переводами платежей в Таджикистан именно техническими проблемами — якобы их процессинговый центр не готов принимать переводы от российских компаний, если с ними не заключено соглашение. Если это действительно так, то проблема действительно носит чисто технический характер. Как только технические вопросы будут решены, проблема исчезнет.

Российская банковская система не сильно пострадает от приостановки переводов — для наших масштабов это немного. А вот трудовые мигранты из Таджикистана ощутят проблему на себе. Многие из таджикских семей живут исключительно за счёт переводов из России. Можно сказать, что проблема коснётся не просто каких-то семей, а всей экономики Таджикистана — за прошлый год объём переводов в республику составил 2,55 млрд долларов, и это существенная часть национального дохода. В этой связи удивительно, что НБТ не спешит разрешить эту проблему как можно быстрее».

Иван Ситнов, директор сервиса «Золотая корона — денежные переводы»:

«Сервис работает в штатном режиме. По не зависящим от нас причинам, подключиться к процессингу НБТ в указанные сроки не удалось. Если отсрочка не будет предоставлена, может произойти остановка выдачи переводов в Таджикистане по решению НБТ.

По данным НБТ, „Золотая корона“ занимает более 80% от объёма всех переводов из РФ в Таджикистан. Мы открыты к диалогу с регулятором Таджикистана при условии отсрочки подключения на 3–6 месяцев».

Герман Каплун, сооснователь «Росбизнесконсалтинга», директор по стратегии венчурного фонда TMT Investments:

«На российском финансовом рынке ситуация с приостановкой переводов в Таджикистан никак не отразится. Мы же не рассчитываем, что эти деньги выйдут на фондовый или кредитный рынок? Плюс $2,5 млрд для рынков — это совсем немного. Но хорошего в происходящем также нет: любые вводимые ограничения, от которых страдает значительное число людей, — это плохо. Пострадает значительное число людей. Насколько я понимаю, для Таджикистана переводы в страну из-за рубежа от работающих за границей таджиков являются одним из главных источников доходов.

Единственные, кто тут будет в выигрыше, — нелегальные посредники в переводе денег.

Я не настолько знаком с ситуацией, чтобы комментировать мотивы НБТ. Возможно, существует ещё и какой-то интерес у российских финансовых властей, которые, с одной стороны, всегда хотят всё контролировать, а с другой — хотят что-то получить за возможность выводить деньги из страны. Что тут важнее, не знаю».

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *