Перейти к содержимому

Узбекистан. О послании Президента Парламенту

24 января 2020 года Президент выступил со своим четвертым посланием парламенту. Хотя Глава государства отметил, что Послание является главным документом для наступающего года по каждому из определенных в нем приоритетных направлений,  некоторые поставленные задачи будут иметь свою реализацию в перспективе 3-5 лет и далее.

Отмечен и контрольный механизм выполнения поставленных задач: Премьер-министр вместе с членами правительства будут ежеквартально представлять Сенату и Законодательной палате отчет о проделанной работе и это будет контролироваться аппаратом Президента Республики Узбекистан.

В чем отличие послания этого года от предыдущих

К формату Послания Президента, как основного документа взаимодействия с Парламентом, как полноправным представителем всего общества, мы стали привыкать только-только. Поэтому разные эксперты будут называть разные отличия этого Послания, в зависимости от собственных критериев важности.

Однако, следует признать, что любое послание уникально, поскольку является конкретным ответом на вызовы времени, которое ставит задачи перед каждым государством.

На мой взгляд, прежде всего, данное послание отличается тем, что оно адресовано вновь избранному Парламенту, которому, возможно, с этими идеями и направлениями политического, экономического и социального развития работать не только в этом году, но и все 5 лет работы.

Во-вторых, в послании главное место уделено не столько решению политико-экономических задач, а больше задачам социального характера: повышение уровня благосостояния народа, решение накопившихся десятилетиями проблем образования, повышение социальной активности самого населения.

Послание отличается явно выраженным социальным характером: повышение уровня реальных доходов населения, защита наиболее уязвимых слоев населения, сокращение масштабов бедности – это очень важные предпосылки и конечные критерии эффективности любых реформ. Наиболее важные направления социальной политики были обозначены конкретно, с целевыми ориентирами на год:

  • усилить социальную поддержку женщин и молодежи со стороны государства;
  • пересмотреть порядок назначения и выплаты пенсий и пособий, коренным образом реформировать пенсионную систему;
  • наладить профессиональное обучение безработных, предоставлять им правовые и иные консультации, широко использовать другие формы социальной помощи;
  • продолжить совершенствование системы развития науки и непрерывного образования;
  • улучшить качество и расширить охват населения медицинскими услугами в целях укрепления генофонда нации.

В-третьих, очень важно отметить, что задачи ставились не только в плане обозначения проблем, требующих безотлагательного решения, а с установкой конкретных показателей целевого ориентира в каждом направлении, т.е. целенаправленность политической воли очевидна.

В-четвертых, наметилась четкая тенденция открытого обсуждения и поиск путей решения острых проблем, которые ранее не озвучивались настолько открыто. Это борьба с бедностью, с отставанием уровня индексации социальных выплат от уровня инфляции, борьба с коррупцией, с теневой экономикой, расширение гласности и открытости в обществе, в том числе поощрение активности журналистов. 


Насколько Послание президента отвечает тем запросам общества

Сравнительный анализ содержания Послания Президента с предыдущими показывает его целостность и практическую направленность на решение проблем, накопившихся в общественной и государственной жизни.

Особенно, это касается вопросов повышения уровня благосостояния народа, реформы системы образования и сокращения уровня бедности. Впервые было озвучено, что 4-5 миллионов жителей страны (12-15% от общего числа населения), «не имеют достаточных источников дохода», т.е получают менее 1,9 долларов США в день на душу населения, особенно на селе.

Большая проблема – детские сады и другие дошкольные учреждения. В этом году уровень охвата детей дошкольным образованием должен быть доведен до 60 процентов. На эти цели из бюджета будет выделено 1,8 триллиона сумов. «Впервые в нашей стране будет внедрена система подготовки детей к школе с 6-летнего возраста. Из бюджета на эти цели выделяется 130 миллиардов сумов. В данном процессе будут участвовать и частные дошкольные образовательные учреждения. В 2020 году за счет 1,7 триллиона сумов бюджетных ассигнований будет возведено 36 новых школ, капитально отремонтировано 211 школ. Предусматривается также создать 55 частных школ с доведением их общего числа до 141».

Еще один целевой показатель – продолжение полученного среднего образования в высших учебных заведениях, для чего предусматривается доведение охвата выпускников школ высшим образованием как минимум до 25 процентов в 2020 году и до 50-60 процентов в перспективе, в 2 раза увеличить долю государственных грантов на поступление в вузы уже в 2020 году.

К сожалению, некоторые острые проблемы нашего бытия, а именно, необоснованные сносы, пересмотр итогов приватизации, преследование отдельных блогеров, необоснованная вырубка деревьев, повышение безопасности на дорогах, ремонт автомобильных дорог в городах и селах прямо не были затронуты в Послании. Между тем, именно эти вопросы наиболее остро поставлены населением в социальных сетях.

Но, все же, сказанное не снижает достоинства основных моментов, затронутых в Послании. Видимо, каждый вопрос имеет свое время и место для обсуждения.

Важное в экономическом плане

Значимым моментом Послания был вопрос поэтапного перехода «на систему закупки хлопка и зерна на основе рыночных принципов, отменив практику государственного заказа на заготовку этой продукции».
В целом все это и есть часть более широкой политики — сокращения присутствия государства экономике. Поскольку это направление при правильной постановке и решении предполагает:

  • Устранение неоправданных монополий;
  • Сокращение искажение народнохозяйственных пропорций путем предоставления различных индульгенций, таможенных барьеров и административных запретов;
  • Сокращение числа убыточных государственных унитарных предприятий и их перевод в нормальное экономическое русло с развитием конкурентного начала;
  • Цифровизацию многих процессов государственного управления и регулирования, устранение человеческого фактора в принятии решений бытового характера, что позитивно скажется на сокращении коррупции
  • Поддержка частной инициативы, предпринимательства, ограничение вмешательства государственных органов в их деятельность. 

Чего надо бы опасаться

В любом деле нужна политическая воля, прежде всего. В Послании она обозначена и прослеживается достаточно отчетливо. Кроме того, обозначены конкретные показатели и сроки, к которым они должны быть достигнуты. Теперь дело за исполнительным аппаратом, который должен выполнить свою часть работы, выработать конкретные механизмы достижения указанных целей, мобилизовать бюджет под каждое направление, движущие силы и механизмы контроля соблюдения указов.

Вот эти этапы и есть самый главный вызов для системы государственного управления, т.е. для бюрократического аппарата. Однако, известно, что именно здесь существует опасность превратить любое хорошее начинание в свою противоположность. 

Второй вызов: это сформированный государственный бюджет, который был утвержден в конце прошлого года. Насколько обозначенные меры подкреплены бюджетными ассигнованиями и насколько требуется пересмотр и перераспределение бюджета, новая мобилизация – это серьезные вопросы.

Третий вызов: это степень серьезности и точности восприятия исполнительным аппаратом тезисов Президента. Если деятельность бюрократии не будет ориентирована на решительное исполнение, то все может быть спущено на тормозах, заболтано речами и изображением бурной деятельности.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *