Перейти к содержимому

Сотрудничество Турции с Центральной Азией

Турция стала первым государством в мире, признавшим независимость стран Центральной Азии. После этого она начала активно развивать разные связи с нашим регионом, считая его своей прародиной. В Турции многие рассматривают ЦА как историческую родину тюркских народов. Тем самым наш регион имеет особое значение для Анкары.

Турция первым делом наращивает экономическое сотрудничество со странами Центральной Азии. Анкара стремится обеспечить для турецких бизнесменов благоприятный режим ведения бизнеса в странах ЦА. Турецкие компании в регионе реализуют проекты в области строительства, телекоммуникации и текстильной промышленности. В один только Казахстан турецкие инвестиции составили почти 20 млрд. долларов.

В ходе визита в Узбекистан в 2018 году Р. Эрдоган заявил, что такого же объема инвестиции пойдут и в узбекскую экономику, особенно в сферу энергетики. Как бы то ни было, экономика не является единолично господствующей сферой взаимоотношений Турции с Центральной Азией. Важным инструментом сотрудничества Анкары со странами региона является Тюркский совет. Эта структура наращивает свою мощь и авторитет на международной арене. Осенью прошлого года членом этой организации стал 33-х миллионный Узбекистан. В ближайшее время ожидается вступление в организацию и Туркменистана.

Ряд экспертов полагает, что первоначально Турция ориентировалась на создание тюркского союза со странами ЦА. Затем Анкара поняла, что необходима более мягкая и неторопливая работа по развитию тюркской интеграции, в том числе с участием тюркоязычных стран ЦА. В результате Анкара «с середины 1990-х годов использовала сложную комбинацию двустороннего взаимодействия, многосторонних институтов, экономических связей и мягкой силы по отношению к Центральной Азии». В то же время уточняется, что «опора на этнолингвистическую идентичность никогда полностью не исчезала из политики Турции в отношении Центральной Азии».

Кроме того, следует понимать, что Турция в своей политике в Центральной Азии не могла не учитывать позиции держав, имеющих здесь давние интересы. Как отмечает известный британский исследователь Уильям Дейл: «С распадом СССР Анкара возлагала большие надежды на создание общетюркского союза. Эти ожидания были основаны главным образом на культурных связях и предположении, что возрождение российской власти маловероятно».

Однако при Путине Россия снова стала мировым игроком, соответственно возродив свое широкое влияние на Центральную Азию. У. Дейл прямо указывает, что развитию турецкого присутствия в ЦА, главным образом, препятствует Россия, доминирующая сила в регионе, «как с экономической, военной, так и политической точек зрения». К тому же Китай становится влиятельным игроком в ЦА.

Некоторые аналитики полагают, что Турция в своих отношениях со странами Центральной Азии должна быть аккуратной, чтобы не нанести ущерб своим отношениям с Москвой. После появления определенного недопонимания во взаимоотношениях с Западом, Анкара может углубить сотрудничество с ЦА в разных сферах, а также партнерские контакты с Москвой, тем более что та имеет очень напряженные отношения с западными державами. С. Чингиз считает, что прагматичный и конструктивный подход Турции в Центральной Азии, с учетом интересов России, может быть по достоинству оценен и использован Москвой, в частности, для ограничения влияния Китая в регионе.

В Анкаре, очевидно, понимают, что Россия будет оставаться ключевым игроком в Центральной Азии, несмотря на усиление здесь позиций Китая, Европейского союза и других держав. Россия продолжает оказывать существенное влияние на политическое и культурное устройство региона. Сильные позиции русского языка в Центральной Азии являются главным залогом действенности в регионе российской мягкой силы.

Турция могла бы оказать большое содействие в укреплении безопасности региона, так как она имеет значительный опыт противодействия экстремистским и террористическим группировкам на Ближнем Востоке. Многие эксперты, уполномоченные лица указывают на риск того, что ИГ может возродиться с новой силой в Афганистане, распространив свою деятельность и на южную часть Центральной Азии. Соответственно, страны региона заинтересованы в развитии сотрудничества с разными сторонами в деле обеспечения региональной безопасности. В этой связи одним из предпочтительных партнеров выступает Турция, как этнически близкая и сильная в военно-техническом плане страна.

Впрочем, в военно-техническом сотрудничестве стран ЦА с Турцией есть определенные успехи. Так, Туркменистан является одним из крупнейших закупщиков турецкого вооружения. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), из всего импортируемого вооружения в Туркменистан 36% поставляется из Турции, а 27% из них — из Китая, 20% из России. В Казахстане действует совместное казахстанско-турецкое предприятие ТОО «Казахстан Аселсан инжиниринг», производящее для казахстанских силовых структур электронные и электронно-оптические изделия. В конце прошлого года наша страна ратифицировала документ о долгосрочном военном сотрудничестве Казахстана и Турции.

Данное соглашение касается военной подготовки и обучения, проведения совместных учений, оборонной промышленности, миротворческих операций, военных, научных и технических исследований и др. Узбекистан наращивает военное сотрудничество с Турцией. Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан участвуют в программе военного сотрудничества с НАТО «Партнерство ради Мира». Турция выступает как некий оператор НАТО в регионе. Сегодня турецкое посольство в Бишкеке является контактным представителем НАТО.

По мнению Моргана Лью, страны ЦА, будучи разочарованы характером отношений с Западом, рассчитывают на углубление отношений с Россией и Турцией, как более близкими в культурно-историческом плане государствами-цивилизациями. По ряду причин наш регион оказался вдали от передовых магистралей глобализации, технологического, научного и цивилизационного развития мира. В то время как Турция застигнула все эти процессы глобализации, как говорится, в самой гуще, участвуя в них.

В ЦА фактически никогда не было полноценной индустриализации, не завершились процессы трансформации традиционных обществ коренных этносов региона. Как следствие, наши социальные и экономические институты довольно слабо развиты, и мы нуждаемся в заимствовании передового опыта в этом деле. При всем при том в Центральной Азии есть огромные природные ресурсы, включая полезные ископаемые, руды, древесину и, самое главное, нефть и газ, уже не говоря о наличии одной из дешевых рабочих сил в мире. Поэтому нам необходимы передовые технологии переработки природных ресурсов, производства из них конкурентоспособной продукции. В этом деле, мы полагаем, Турция способна сыграть значительную роль, и как посредник, и как непосредственный участник.

В элитах региона доминирует представление о необходимости поддержания баланса сил разных крупных игроков в Центральной Азии. В этом смысле вполне справедливо российский исследователь И. Панкратенко замечает, что Турция зачастую рассматривается центрально-азиатскими странами как, например, союзная сила на фоне распространяющих свою экспансию в регионе Китая и России. Сегодня Турция является важным актором в мировой политике, выступая участником поддержания мира и безопасности в Ираке и Сирии, обеспечения стабильного политического будущего в этих странах. Следовательно, Турция может выступать для многих стран Центральной Азии авторитетным политическим партнером-союзником.

Турция имеет большой, многовековой уникальный опыт сосуществования тюркской культуры с множеством культур, включая византийскую, арабскую, европейскую, персидскую и другие. Словом, Турция для остального тюркоязычного мира может быть не только одним из примеров успешного развития, но и также воротами в Европу, европейскую цивилизацию, к которой отчасти относится и США.

Турция может предложить странам ЦА финансовый капитал, технологические ноу-хау и порты на Средиземном море. Взамен, как полагает Ф. Сеттман, Турция рассчитывает на льготный доступ к рынкам региона (более 70 миллионов человек с родственным культурным прошлым), а также к каспийской энергетической игре. Растущая турецкая экономика нуждается в углеводородах, и Анкара намерена стать энергетическим центром Европы.

В этом плане страны Центральной Азии и Турция выступают естественными партнерами-союзниками, заинтересованными во взаимовыгодном использовании потенциала друг друга. Во-первых, как страны ЦА, так и Турция стремятся использовать свой транзитно-транспортный потенциал в развитии торговли Европы и Китая, занять в этом новом Шелковом пути достойное место, включая поставку своих товаров и услуг. Во-вторых, Казахстан и Туркменистан готовы поставлять энергоресурсы в Европу, на Ближний Восток вдоль этого пути, а Турция не прочь стать ключевым европейским энергетическим хабом…

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *