Перейти к содержимому

Казахстан. Главное, чтобы уроки и прошлых, и текущих событий были наконец-то извлечены

Конфликт и групповая драка между местными жителями начались днем 7 февраля и продолжились ночью 8 февраля в ряде населенных пунктов Кордайского района Жамбылской области Казахстана. В результате конфликта погибли восемь человек, множество получили ранения, около 30 магазинов и жилых домов разгромлены и сожжены. Полицией задержаны 47 человек. 

Что объединяет социальные волнения с признаками межэтнического характера, которые были в Казахстане в последние годы? Какие меры нужно предпринять меры для того, чтобы подобное впредь не повторилось? Высказывание по этим вопросам казахстанского политолога, директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрея ЧЕБОТАРЕВА.

А.Чеботарев отметил, что еще в 2016 году в нескольких селах Жамбылской (Бостандык, Ынтымак, Бурыл, Каракемер) и тогда еще Южно-Казахстанской (Сейфуллина, Дихан, Муратбаева) прошла серия социальных волнений и беспорядков, имеющих определенные признаки межэтнического конфликта. 

По его мнению, сделанный тогда их анализ позволил выявить следующие общие во всех случаях моменты:

1. Соответствующим инцидентам предшествовали определенные правонарушения либо слухи о совершении таковых представителями некоренных этносов республики.

2. Недоверие среди сельских жителей коренной национальности к правоохранительным органам и, как следствие, их готовность самостоятельно предпринять самосудную расправу с подозреваемыми в совершении тех или иных правонарушений.

3. Проявление агрессивных действий в отношении людей, хотя и непричастных к данным правонарушениям, но одной этнической принадлежности с подозреваемыми.

4. Неспособность урегулирования подобных инцидентов силами сельских акимов и институтов местного самоуправления (сходы, собрания местных сообществ).

5. Серьезный конфликтный потенциал в сфере межэтнических отношений на местном уровне, что особенно характерно для южных регионов Казахстана.

К сожалению, текущая ситуация в Кордайском районе все той же Жамбылской области имеет аналогичные признаки. А прошлогодние события в Караганде с участием представителей армянского этноса показывают, что рассматриваемая негативная тенденция способна проявить себя не только в сельских населенных пунктах, но и в крупных городах. Это значит, что из указанных событий 2016 года (как, впрочем, и имевших место ранее) ни власть, ни общество не извлекли никаких уроков и не предприняли необходимых мер для того, чтобы подобное впредь уже не повторилось. А сделать надо было достаточно многое.

Во-первых, создать дееспособные институты местного самоуправления, формируемые самими жителями сельских и городских населенных пунктов, им подотчетные и способные регулировать местную ситуацию.

Во-вторых, создать центральный госорган, системно занимающийся вопросами этнонациональной политики и межэтнических отношений с акцентом на выявление критических моментов и профилактику возможных межэтнических конфликтов на любом уровне. Центральная и региональные АНК с этим делом никогда не справлялись, а их представители в процессах урегулирования рассматриваемых инцидентов особо замечены не были.

В-третьих, провести серьезную реформу полиции, чтобы заставить ее качественно выполнять свою работу и обеспечивать безопасность сограждан. И это далеко не все, что необходимо предпринять. Главное, чтобы уроки и прошлых, и текущих событий были наконец-то извлечены.

Какие уроки извлечет власть из всех этих событий и будут ли серьезные изменения? Но конфликт в Жамбылской области — это явный звоночек, что пора присмотреться к вопросам этнонациональной политики и межэтнических отношений.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *