Перейти к содержимому

Узбекистан уверенно шагает в лидеры Центральной Азии

Политическая либерализация и прошедшие в декабре  выборы  в Олий Мажлис стали прологом к дальнейшим шагам по модернизации Узбекистана. Высказанные  в Послании новому составу парламента Президентом Шавкатом Мирзиеевым предложения реализуются в курсе активного привлечения инвестиций в экономику страны. С этой связи стоит рассматривать и официальный визит президента Узбекистана в Турцию и предстоящее проведение Ташкентского международного инвестиционного форума.  

Данное  направление, по мнению Директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, показывает амбиции Узбекистана  на экономическое, а в перспективе и политическое лидерство в Центральной Азии. Но основные  препятствия  на пути «денежного потока»   —  емкость внутреннего рынка и пока низкий  платежеспособный  спрос —  могут быть преодолены в случае экспорта узбекских товаров и услуг на  более масштабные   рынки, одним из которых является Россия, что, свою очередь, ставит необходимость рассмотреть возможность более тесной кооперации  с Евразийским экономическим союзом для создания комфортного таможенного  режима и унификации стандартов. Это, вкупе с заявленными Шавкатом Мирзиеевым внутренними инвестициями в «человеческий капитал»,  повысит для потенциальных инвесторов возможность быстрее окупить свои вложения:

 — Прошедшие в декабре выборы в Олий Мажлис стали первым звеном в политике «модернизации» Узбекистана, проводимой президентом Шавкатом Мирзиеевым. Однако, сколько «не говори халва, во рту слаще не станет». В любом случае, политическая либерализация лишь тогда чего-нибудь стоит, когда  она приводит  к дальнейшим реформам в социально-экономической сфере. Проще говоря, если сказывается на доходах обычных граждан. Понятно, что в наши дни это впрямую связано с инвестиционной привлекательностью. Учитывая рождаемость в Узбекистане, ежегодно увеличивающую число жителей почти на 700 тысяч, экономика должна создавать ежедневно два рабочих места, желательно комфортных и высокооплачиваемых.

И без притока желающих вложить  денежные средства в Узбекситан здесь не обойтись. Но учитывая емкость и доходность внутреннего рынка, вряд ли это может являться сильным стимулом   для инвесторов. В своем Послании вновь избранному парламенту Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев много говорил о поддержке вузов и других образовательных учреждений. Ставка на создание  человеческого капитала дорогая, но она оправдана. Это «игра в долгую». Однако продукция  и услуги, произведенные высококвалифицированными специалистами, нуждаются в рынке сбыта. И одним из  локомотивов для новой  узбекской экономики  может стать  рынок России.

Почти сто с половиной миллионов потребителей (вместе с проживающими там мигрантами) способны предъявить спрос не только на популярную узбекскую аграрную продукцию, но и на продукцию других отраслей промышленности. Дополнительным плюсом здесь могло бы быть рассмотрение возможности сотрудничества не только  с Россией, но и с другими странами Евразийского экономического союза, представляющими уже общий рынок со 182 миллионами потребителей.

На данный момент ясно, что Узбекистан с осторожностью рассматривает свое возможное вступление В ЕАЭС. Эти  опасения понятны, особенно на фоне того, когда руководитель одной из стран-участниц,  Белоруссии,  Александр Лукашенко периодическими эскападами  заявляет о невыгодности нахождения там, за чем в Узбекистане пристально следят.  В этом контексте  узбекское   политическое руководство, естественно, настороженно  рассматривает любые формы тесной интеграции с ЕАЭС.

Однако, как бы там ни было,  в рамках  ЕАЭС разрабатываются базовые стандарты и регламенты, по которым в дальнейшем  только  и можно будет продавать товары и услуги на общем пространстве. Инвесторы, в любом случае будут ориентироваться на будущие рынки сбыта.  Поэтому форма «мягкой интеграции»   в виде зоны свободной торговли или какого-либо соглашения могла бы стать тестом на практике  для дальнейшего решения  о выгодности вступления Узбекистана   в ЕАЭС.

Нынешний визит в Турцию президента Шавката Мирзиеева  показывает желание получить определенные технологии, в которых сильна турецкая экономика – производство текстиля, строительных материалов, легкая  промышленность и многое другое. Продолжением этой стратегии можно считать и проведение Ташкентского  инвестиционного форума. Четкий акцент  на создание новейших производств и привлечение иностранных инвестиций способен действительно  превратить  Узбекистан в «центрально-азиатского тигра», создающего свою историю успеха на постсоветском пространстве.

Для инвестиций нужно немного – нужно чтобы они окупались. А это возможно при политической стабильности,  «человеческом  капитале» и рынках  сбыта. Почти  все это у Узбекистана есть, а того, чего нет, могут дать друзья и партнеры. Главное, понять кто это. Тогда все получится. 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *