Перейти к содержимому

Малая гидроэнергетика Киргизии: неиспользованные возможности для развития

Киргизия обладает богатыми водными ресурсами, еще с советских времен в республике были созданы все предпосылки для того, что гидроэнергетика стала стратегической отраслью.

На сегодня по объему формируемых на территории страны водных ресурсов республика занимает третье место среди государств СНГ. В КР насчитывается 252 крупные и средние реки, потенциал которых оценивается в 18,5 млн. кВт мощности и более 140-160 млрд. кВт.ч электроэнергии. Большими запасами гидроэнергоресурсов обладают реки Нарын, Сары-Джаз, Кокомерен, Чаткал, Тар, Чу, Кара-Дарья и Чон-Нарын.

Киргизия, конечно, предпринимает шаги для наращивания энергетической мощности: строительство линии электропередач Датка–Кемин (за счет российских средств. – Авт.), модернизация Токтогульской ГЭС. Но пока полностью покрыть дефицит электроэнергии не получается.  При этом решение есть – строительство малых ГЭС.

Вечная перспектива

При правильном подходе гидроэнергетический потенциал страны позволяет с легкостью обеспечивать не только внутренние потребности, но и делиться ими с соседями. Однако нынешние реалии отрасли таковы: Киргизия из имеющихся возможностей используется лишь 53% гидроресурсов, государственная система энергоснабжения и распределения сильно изношена, госпредприятия по качеству и стабильности предоставления электроэнергии являются слабыми конкурентами частным инвесторам.

Для дальнейшего развития отрасли нужны финансы и не малые, которыми государство, к сожалению, не обладает. Иностранных инвесторов тоже нет, как говорят энергетики, их не привлекает ценовая политика. Виноваты слишком низкие тарифы для внутреннего потребителя.

Огромные надежды киргизские энергетики возлагают на то, что в 2025 году Киргизия вступит в создаваемый единый энергетический рынок Евразийского экономического союза. Вот тогда-то проекты строительства ГЭС в республике станут более привлекательными для инвесторов. Об этом рассказал специалист Нацэнергохолдинга Дамир Джакыпов, выступая на конгрессе «Гидроэнергетика Центральная Азия и Каспий 2020».

«Инвестиции в гидроэнергетическую сферу станут гораздо более выгодными из-за большой разницы в тарифах на электроэнергию в Киргизии и в других странах-участницах ЕАЭС. Потенциальных инвесторов должен заинтересовать тот факт, что в Киргизии государство дает производителям электроэнергии освобождение от пошлин на экспорт электричества. Энергетика в Киргизии, в том числе малые ГЭС, – хороший долгосрочный бизнес», – отметил представитель Национального энергетического холдинга.

Одним из самых перспективных направлений в сфере возобновляемых источников энергии является малая гидроэнергетика Киргизии. Ресурсы малых рек республики освоены всего лишь на 3% и представляют собой привлекательную нишу для реализации инвестиционных возможностей. По оценкам специалистов, технически приемлемый к освоению гидроэнергетический потенциал малых рек составляет 5-8 млрд. кВт.ч в год. Сегодня в республике функционирует лишь 12 малых ГЭС, тогда как в стране возможно строительство порядка 100 малых ГЭС мощностью 180 МВт.

По законодательству КР гидроэлектростанции мощностью до 30 МВт могут строиться и находиться в частной собственности. Производство, передача, распределение, продажа, экспорт и импорт электрической энергии подлежат лицензированию.

Понятно, что энергетическая система целой страны не может базироваться на малых ГЭС. Здесь учитывается и мощность, и сезонность работы таких объектов. Но такие ГЭС могут обеспечить большую часть внутренних потребностей в электроэнергии, давая возможность большой энергетике больше электроэнергии экспортировать в сопредельные страны. Работа мини-ГЭС положительно скажется на экономическом развитии регионов, а в дальнейшем и на развитии всей страны.

Парадоксально, но факт

Национальный энергетический холдинг Киргизстана работает против интересов страны и народа. Такое категорическое заявление сделал эксперт по топливно-энергетическому комплексу Расул Умбеталиев. Поводом для подобных заявлений послужил тот факт, что республика намерена импортировать в ближайшие годы электроэнергию из Казахстана, Туркменистана и Таджикистана. При этом, как отмечает эксперт, энергетики отказываются покупать электроэнергию у уже существующих малых ГЭС, инвестором которых являются кыргызстанцы.

«Импорт электроэнергии из соседних государств при наличии в стране малых ГЭС – это преступление против интересов народа. Энергетики планируют купить 1 млрд кВт.ч. Притом что в Тонском районе Иссык-Кульской области в селах Кок-Сай и Конур-Олон простаивают две малые гидроэлектростанции. На станциях установлено новое, мощное оборудование из Швейцарии, Германии, Чехии и Турции. Это новейшие технологии, они могут включаться автономно и дистанционно. Они отвечают самым высоким требованиям.

Но «Востокэлектро» и Национальный энергетический холдинг напрочь отказываются покупать выработанную ими электроэнергию. Сначала их не устраивала цена. Государственное агентство по регулированию топливно-энергетического комплекса вынесло решение, согласно которому ОАО «Востокэлектро» должно было покупать выработанную электроэнергию по 4,7 сома. Сейчас ГЭС готовы поставлять электроэнергию на 2 сома дешевле. Но холдинг эта цена тоже не устраивает», – говорит эксперт.

Инвестором проекта выступил Рахатбек Ирсалиев. На строительство двух ГЭС бизнесмен потратил 730 млн сомов.

По словам Р. Умбеталиева, Нацэнергохолдинг ориентируется на импорт электроэнергии, которая в разы дороже, что в последующем неизбежно скажется на тарифах частных организаций и товарах для населения. «Это чистой воды коррупция. Нацэнергохолдинг ведет переговоры с Казахстаном, Туркменистаном и Таджикистаном по импорту электроэнергии на отопительный период следующего года, но при этом не называет даже примерные цены. Председатель говорит о переговорах по покупке 1 млрд кВт.часов электроэнергии. Скорее всего, цена будет 5 сомов за 1 кВт.час», – подсчитал общественный деятель.

Амбиции или реальные планы?

На конгрессе «Гидроэнергетика – Центральная Азия и Каспий 2020» киргизская сторона коснулась еще одного важного вопроса – строительства ГЭС «Камбар-Ата – 1».

Напомним, в 2012 году официальный Бишкек заключил договор с российской компанией «РусГидро» о строительстве Камбараты-1 и Верхненарынского каскада, куда входят 4 ГЭС. Но в начале января 2016 года правительство Киргизии денонсировало это соглашение. Власти республики пояснили свое решение тем, что из-за кризиса и санкций российские партнеры не смогут построить запланированные объекты в срок. Согласно договору, после одностороннего расторжения соглашения о строительстве Киргизия обязана выплатить «РусГидро» уже затраченные на строительство 37 млн. долларов. Денег Бишкек пока не вернул, ссылаясь на то, что затраты сильно завышены.

Гендиректор ОАО «Электрические станции» Талаайбек Толубаев, выступая на конгрессе, заявил, что Киргизия сможет покрыть экспорт электроэнергии по проекту CASA-1000, и в обозримом будущем начнет строительство Камбаратинской ГЭС-1 своими силами.

Руководитель Национального энергохолдинга Киргизии Айтмамат Назаров на том же мероприятии не стал разбрасываться столь громкими заявлениями, уточнив, что киргизская сторона планирует начать строительство инфраструктуры будущего объекта. При этом республика намерена привлечь к «стройке века» Узбекистан и Казахстан.

Предыстория началась в 80-х годах, тогда впервые заговорили о необходимости Камбаратинской ГЭС. Камбарата-1 должна была возвышаться на реке Нарын выше Токтогульской ГЭС с мощностью в 1860 МВт и ежегодным объемом электроэнергии в 5 млрд кВт/ч. ТЭО проекта было разработано в Ташкенте, но с развалом СССР проект заморозили. В 2010 году власти КР заявили о возобновлении проекта, чем вызвали шквал критики со стороны Узбекистана. Соседи так боялись лишиться воды, что устами тогдашнего главы государства даже пригрозили войной.  

В октябре 2017 года Киргизия и Узбекистан все же подписали меморандум о сотрудничестве по данному проекту, но дело до сих пор так и не сдвинулось с мертвой точки.

Многие эксперты уверены, что перспективы энергетического комплекса Киргизии связаны только с ЕАЭС. Реализация крупных проектов возможна лишь с формированием единых рынков альянса, который будет являться гарантом для прихода крупных капиталовложений и серьезных инвесторов.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *