Перейти к содержимому

Как страны мира помогают друг другу в борьбе с COVID-19

Глобальный антивирус

Пришло время солидарности, а не изоляции, считает генсек ООН Антониу Гутерриш. В среду он представил гуманитарный план противодействия распространению коронавирусной инфекции и борьбы с последствиями пандемии. Среди предложений — всеобщее снятие санкций и ограничений на межгосударственную торговлю. Такие меры потребуют серьезной дискуссии. Пока же мир превращается в глобальную «кассу взаимопомощи»: одним нужны лекарства и медперсонал — другие им это предоставляют; кто-то просит денег на удержание экономики от краха — и некоторые из этих просьб частично удовлетворяются. В этой «кассе взаимопомощи» участвует и Россия: она уже оказала поддержку Италии, Ирану, Монголии, КНДР, Венесуэле и странам постсоветского пространства. Российские дипломаты отмечают, что «простые американцы должны знать: Россия при необходимости будет готова помочь и США». Однако такого запроса в Москву пока не поступало.

Коронавирусное перемирие

В среду Антониу Гутерриш представил гуманитарный план ООН по борьбе с угрозой распространения коронавируса. Предложенные меры касаются как отдельных людей (повышение социальной защиты и доступности кредитов, временный отказ от налогов и т. д.), так и целых стран. Среди пунктов программы — помощь наиболее уязвимым группам населения, в частности беженцам и перемещенным лицам. Для реализации своего плана ООН запросила $2 млрд у лидеров стран G20.

План состоит из 80 страниц и включает пункты по помощи конкретным государствам, в том числе Украине, Афганистану, Ирану, Ираку, Венесуэле, Сирии, Ливии, Мали и Эфиопии. ООН намерена оснастить лагеря временного размещения сантехническими установками для мытья рук, запустить информационные кампании для разъяснения методов защиты от заражения, а также создать транспортные хабы в Африке, Азии и Латинской Америке для доставки гуманитарных работников туда, где в них нуждаются больше всего. План также включает дополнительные меры для поддержки стран, которые продолжают «открывать свои дома и города для беженцев и перемещенных лиц».

По словам генсека, руководить проектом будет Управление ООН по координации гуманитарных вопросов. «При надлежащем финансировании план спасет много жизней и снабдит гуманитарные учреждения и неправительственные организации лабораторными инструментами для тестирования и медицинским оборудованием для лечения больных»,— сказал он.

План был опубликован накануне запланированного на четверг экстренного саммита «двадцатки», посвященного борьбе с пандемией коронавируса и ее влиянием на мировую экономику. Саммит пройдет в духе времени — в режиме видеоконференции.

Генсек ООН считает, что меры по борьбе с коронавирусом должны быть глобальными и распространяться буквально на всех.

В частности, Антониу Гутерриш предложил отменить ограничения на трансграничную торговлю, мешающие доставке медицинского оборудования и лекарств. Самой же громкой инициативой генсека стал призыв к лидерам G20 отказаться от политики санкций, чтобы обеспечить доступ к еде, предметам первой необходимости и медицинской помощи. «Это время солидарности, а не изоляции»,— написал он в своем письме лидерам «двадцатки». С призывом снять санкции с Ирана, Венесуэлы, Кубы, Зимбабве и КНДР выступила и верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет. Кроме того, она обратилась к правительствам всех стран с просьбой изучить способы освобождения заключенных, которые особенно уязвимы для COVID-19, в том числе пожилых.

Со своей стороны ранее генсек ООН также призвал к немедленному и полному прекращению огня, так как конфликты мешают битве с коронавирусом. «Пришло время поставить заслон на пути вооруженных конфликтов и сообща сосредоточиться на подлинной борьбе всей нашей жизни»,— сказал господин Гутерриш.

Первые отзывы на призыв о прекращении огня уже поступают, а вот с санкциями сложнее. Из стран—постоянных членов Совбеза ООН официально эту идею генсека поддержали только Россия и Китай. «Генсек ООН призвал G20 отменить санкции для борьбы с пандемией коронавируса. Идея хорошая. Я бы немного ее доработала: ввести санкции в отношении тех, кто не отменил санкции»,— написала в Facebook официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Тем временем в США эту тему никак не комментируют.

Помогают и ждут помощи

На протяжении десятилетий больше всего денег для борьбы с различными эпидемиями другим странам давали Соединенные Штаты. С 2009 года Вашингтон потратил на эти цели более $90 млрд. Предусмотрено выделение денег и на борьбу с коронавирусом. В США международную помощь пострадавшим от COVID-19 странам координирует Госдепартамент. Речь уже идет о планах потратить $100 млн из бюджета самого внешнеполитического ведомства и Агентства США по международному развитию (USAID).

$37 млн планируется выделить на помощь 25 странам, в которых риск оценивается как наиболее высокий, в частности Афганистану, Ираку, Пакистану, Таджикистану, Киргизии, Вьетнаму и Таиланду.

Всего запланировано два канала финансирования. Часть денег получит Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая будет распределять эти средства самостоятельно. Среди целей ВОЗ — подготовка медицинского персонала, разработка планов чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, составление и печать инструкций для медиков, проработка методики вычисления контактов заболевших людей.

Вторая часть будет распределяться через другие организации в целях оснащения лабораторий, оповещения населения об угрозе коронавируса, организации мониторинга здоровья людей на крупных транспортных узлах, предотвращения внутрибольничных заражений и лечения заболевших COVID-19. Отдельно предусмотрены и поставки медицинских принадлежностей, в том числе масок, респираторов, хирургических перчаток.

При этом в то же время США просят другие страны о помощи в борьбе с коронавирусом. Как сообщило издание Foreign Policy со ссылкой на информированные источники, Госдепартамент активно ищет возможности получения помощи (в частности, медицинского оборудования) со стороны других стран. Список государств не разглашается, однако, по данным Foreign Policy, России в нем нет.

«Все в одной лодке»

Между тем ранее посол РФ в США Анатолий Антонов заявил, что Москва при необходимости готова помочь в борьбе с коронавирусом Вашингтону. «Наши тест-наборы показали свое высокое качество в Китае, Иране, переданы в Италию. Простые американцы должны знать: Россия при необходимости будет готова помочь и США, как не раз предлагала содействие в тушении пожаров в Калифорнии»,— говорится в сообщении посольства РФ в США в Facebook.

В среду, отвечая на вопрос “Ъ”, секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил: «Вирус пришел к нам из-за границы, и сегодня общая задача — объединить усилия в борьбе с пандемией как внутри страны, так и в мире в целом. Россия уже сегодня помогает и будет помогать наиболее нуждающимся в поддержке государствам справиться с массовым распространением инфекции, чтобы не допустить ее дальнейшего проникновения на нашу территорию».

По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, Кремль всецело выступает за расширение международного сотрудничества по борьбе с коронавирусом. «Все находимся в одной лодке»,— сказал он.

Напомним, что Россия направила в Италию 15 военно-транспортных самолетов, которые привезли оборудование для дезинфекции, лабораторию войск радиационной, химической и биологической защиты, а также около 100 военных специалистов-вирусологов и врачей. Первые команды уже направились на север Италии, в Бергамо.

Эта инициатива нашла поддержку в ЕС. «Любая помощь приветствуется. Не нужно рассматривать это как повод для споров. Китаю помогали в прошлом, а теперь помогает сам Китай. Россия, к счастью для нее, страдает не сильно. И она в таком положении, что может оказывать помощь одной из самых пострадавших стран Европы — Италии»,— сказал глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.

SOS постсоветского масштаба

Впрочем, пока Москва сосредоточилась на помощи в борьбе с коронавирусом на постсоветском пространстве и среди наиболее уязвимых региональных партнеров. Оценить в денежном эквиваленте российскую помощь невозможно: цифр ни одно ведомство не предоставило. Поэтому говорить можно только об объемах.

Так, Роспотребнадзор сообщил, что еще в первой половине марта разослал тест-системы, разработанные государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор», для проведения 100 тыс. исследований в 13 странах. Речь идет о членах ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), СНГ (те же плюс Азербайджан, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан), а также об Иране, Монголии, КНДР, Венесуэле. Ожидаются поставки в Сербию и Египет.

Как рассказал “Ъ” глава исполкома СНГ Сергей Лебедев, Россия передает странам Содружества тест-системы и лабораторное оборудование, а также оказывает консультативную помощь, предоставляет доступ к информационным ресурсам Министерства здравоохранения РФ и Роспотребнадзора. «Страны Содружества на самых различных уровнях, начиная с высшего уровня (я здесь имею в виду и президентов, и премьеров, и нижестоящие органы), постоянно контролируют ситуацию и принимают все необходимые меры, чтобы, во-первых, затормозить распространение коронавируса, а во-вторых, координировать усилия по его локализации и минимизации последствий пандемии. В постоянном контакте находятся ведомства стран СНГ, ответственные за санитарные вопросы»,— сказал господин Лебедев.

Помощью из Москвы эти страны не ограничиваются. Например, Нур-Султан заказал также тесты из США, ОАЭ и Китая. Еще одна поставка пришла от ВОЗ — она распространяет немецкие тесты. В общей сложности Казахстан намерен создать резерв в 100 тыс. тест-систем.

Помощи от Москвы, Пекина и ВОЗ ждут и в Молдавии. Аналогичная ситуация в Бишкеке. Кроме России Киргизии уже помогают Турция, Китай, Япония, США. В частности, Вашингтон передал Бишкеку 10 тыс. хирургических масок, 10 тыс. перчаток, 1,4 тыс. халатов и 200 защитных очков. Кроме того, «для повышения способности Кыргызской Республики реагировать на продолжающуюся пандемию» американское агентство USAID выделило $913 тыс. Но получателем этих денег стал не сам Бишкек, а международные организации, которые оказывают помощь на местах. Точно так же — не напрямую, а через ВОЗ — киргизскому здравоохранению собирается помочь и Германия. Киргизия также может стать первой страной, которая получит помощь на борьбу с коронавирусом от МВФ.

При этом, как стало известно “Ъ”, правительство Киргизии 24 марта направило Москве документ, в котором перечислено все, в чем нуждается республика на фоне разрастающейся эпидемии. Это, в частности, 100 тыс. тест-систем, 300 аппаратов искусственной вентиляции легких, 200 стационарных и 300 портативных тепловизоров, 10 дезинфекционно-душевых автомобилей, 20 тыс. электронных браслетов для отслеживания людей на домашнем карантине, 10 тыс. костюмов биологической защиты. Впрочем, этот список лишь ориентировка, которой Москва может воспользоваться при желании.

При этом есть отдельное обращение к российскому правительству — уже с прямой просьбой. В нем говорится об обеспечении продовольственной безопасности Киргизии, в первую очередь зерном и растительным маслом.

Однако пока Россия отправила в Бишкек лишь 17 тыс. тест-систем.

Дополнительную помощь от России ждет и Таджикистан. Как рассказал “Ъ” посол этой страны Имомуддин Сатторов, во вторник Душанбе направил в МИД России письмо «с просьбой рассмотреть возможность оказания гуманитарной помощи». По словам господина Сатторова, таджикские власти хотели бы получить «оборудование и средства защиты», в том числе аппараты искусственной вентиляции легких. Но подробного списка с указанием количества тех или иных предметов в документе нет.

Значительную помощь — не только гуманитарную, а еще и правовую — Россия, по словам таджикского посла, уже оказала. Речь идет о продлении сроков пребывания в России для мигрантов, о котором ранее сообщило МВД РФ.

Всемирная касса взаимопомощи

В той или иной степени свой вклад в глобальную войну с коронавирусом вносят многие страны. Так, уже известно о дополнительных поступлениях в бюджет ВОЗ из Саудовской Аравии, Кувейта и Великобритании. В частности, Лондон направил организации на разработку вакцин и тестовых систем и другие программы £91 млн. Кроме того, Британия обязалась перечислить до £150 тыс. в Трастовый фонд для ограничения и преодоления последствий катастроф — подразделение Международного валютного фонда. Эти деньги позволят развивающимся странам частично купировать экономические последствия коронавируса и сосредоточиться на борьбе с болезнью.

Пакеты помощи готовят и региональные институты. Например, к Евросоюзу за помощью обратились 17 стран, включая Иран и Венесуэлу.

Однако в первую очередь Брюссель озадачен спасением европейских экономик. В частности, в понедельник было одобрено предложение Еврокомиссии временно приостановить действие Пакта стабильности и роста — базового документа еврозоны. Документ ограничивает уровень дефицита бюджета (3% ВВП) и госдолга (60% ВВП) стран ЕС. Приостановка пакта позволит властям без ограничений привлекать кредиты и направлять дополнительные средства на борьбу с последствиями пандемии. Кроме того, Еврокомиссия уже утвердила схемы государственной помощи бизнесу Италии и Португалии, а также одобрила выделение €1 млрд Румынии.

От ЕС не отстают и остальные. Новый банк развития БРИКС одобрил для Китая кредит на $987 млн. Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) направит €900 млн на финансирование отраслей промышленности, пострадавших от пандемии. ЧБТР учрежден правительствами Албании, Армении, Азербайджана, Болгарии, Греции, Грузии, Молдавии, России, Румынии, Турции и Украины. Страны Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества (СААРК) также создали фонд по борьбе с коронавирусом. Свои вклады туда уже внесли Индия, Шри-Ланка, Непал и Бутан.

Отказать нельзя помочь

При этом не все страны желаемую помощь в итоге получают. Так, Мария Захарова назвала «типичным лицемерием» отказ МВФ выделить $5 млрд Венесуэле на борьбу с коронавирусом из-за неопределенной ситуации с правительством в этой стране (далеко не все страны и международные структуры признают легитимным главой государства президента Николаса Мадуро). При этом Каракас получил 10 тыс. наборов тестов от России. Пришлет тесты и Китай. В страну уже приехали кубинские и китайские врачи. При этом врачи из Венесуэлы вместе с коллегами из Китая и с Кубы отправились в Италию.

Случай Венесуэлы пока единственный известный пример отказа в помощи на борьбу с коронавирусом на уровне международных институтов.

Иран также запросил у МВФ срочный транш в $5 млрд, но ответа еще не получил. Впрочем, в Тегеране считают, что американцы сделают все возможное, чтобы Ирану эти деньги не достались. До этого иранцы сами отвергли предложенную Вашингтоном помощь с лекарствами, заявив, что в условиях санкций это все равно что «грязный стакан воды».

Госсекретарь США Майк Помпео за эти дни не раз повторил, что Вашингтон не будет препятствовать отправке в Иран гуманитарной помощи и лекарств: все это не подпадает под санкции. Об этом же заявил и Жозеп Боррель по итогам состоявшегося в понедельник заседания министров иностранных дел 27 государств. «Мы обсудили Иран, где сейчас сложилась драматическая ситуация. Мы ожидаем, что в ближайшие недели сможем выделить €20 млн помощи»,— сказал он, отметив: многие боятся помогать Тегерану, так как думают, что на них распространятся ограничительные меры США, но это не так. В то же время он подчеркнул, что ЕС поддерживает запросы о помощи со стороны Ирана и Венесуэлы, адресованные МВФ, так как эти «страны находятся в очень сложной ситуации, в том числе из-за санкций США».

Между тем еще в начале марта ВОЗ отправила в Иран самолет с тоннами медикаментов, тестовых наборов и расходных материалов на сумму более $300 тыс. Оборудование передали также Великобритания, Франция и Германия. Кроме того, они выделили €5 млн на помощь Ирану через ВОЗ и другие структуры ООН. Только на этой неделе Агентство ООН по делам беженцев доставило в Иран 4,4 тонны медицинских средств. Среди тех, кто оказал финансовую и медицинскую помощь Ирану,— Япония (на сумму $23,5 млн), Азербайджан ($5 млн), Кувейт ($10 млн). Миллионы тонн гуманитарного груза передали Китай, Катар, ОАЭ, Турция, Узбекистан. Россия отправила в Иран 500 систем диагностики коронавируса, рассчитанных на 50 тыс. тестов.

Имеют место и случаи — хоть и крайне редкие — отказа от предлагаемой помощи в борьбе с вирусом.

Например, Абхазия и Южная Осетия, в которых пока не зафиксировано случаев заражения, отвергли предложение Тбилиси, считающего обе частично признанные республики собственной территорией. В МИД Абхазии и МИД Южной Осетии предложение помощи назвали «политической спекуляцией» и «пиаром».

Впрочем, Республика Корея вообще не дождалась ответа от КНДР на свое предложение о помощи. В Северной Корее до сих пор ни одного случая заражения коронавирусом не зафиксировано.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *