Перейти к содержимому

Казахстан. Не подвига ради, а для людей: как общественники помогают в карантин

В двух городах Казахстана – в Нур-Султане и в Алматы введен карантин. Две столицы – северная и южная закрыты на замок: нельзя ни въехать, ни выехать. Зеленый коридор предоставлен только для поставок продуктов питания и медицинских товаров. Объекты торговли, такие как вещевые рынки, салоны красоты и др., а также сферы услуг закрыты. 

При этом жители Алматы гораздо больше, чем жители столицы, информированы, где продаются медицинские маски и санитайзеры, какие меры предпринимаются для борьбы с коронавирусом и т. д. Не в последнюю очередь такая ситуация сложилась благодаря деятельности местного Общественного совета и общественников-активистов. Однако в Нур-Султане тоже имеется свой городской Общественный совет. Тем не менее, недостаток информации в столице ощущается гораздо сильнее. Почему так происходит? Об этом ИАЦ МГУ побеседовал с политологом, членом Национального совета общественного доверия (НСОД), членом Общественного совета Алматы Маратом Шибутовым.

– Марат Максумович, общественники и Общественный совет (ОС) Алматы активно работают по всем направлениям. Это хорошо прослеживается по упоминаниям в СМИ. В столице же ситуация не столь радужная. Чем это объясняется? 

– Можно пошутить, что общественные советы хорошо работают только там, где есть общество, а в столице оно отсутствует, можно сказать, что у Алматы есть уникальный исторический опыт, к примеру, Верный был единственным городом с земством и выборами городского головы с 1872 года по 1917, можно сказать и о том, что алматинец – это сложившаяся общность и несколько поколений, а в Нур-Султане 85% жителей приехало в город в течение последних 15 лет.  Но я бы сказал, что просто разнится объем выполняемой работы, отсюда и разная медийная упоминаемость. 

– Что могут посоветовать члены ОС своим коллегам из ОС Нур-Султана в текущей ситуации?

– Надо просто выполнять свои обязанности так, как они записаны в законе и типовом положении. Не смотреть на лица, не лениться и быть бездушными бюрократическими машинами – если чиновник должен предоставить отчет, то пусть предоставляет, а иначе наказание. Не надо никаких подвигов, обычная монотонная и скучная работа – больше ничего и не надо. На самом деле, у нас общественные активисты все хотят быстрого и яркого подвига, сопровождающегося морем аплодисментов, а потом почивать на лаврах. А в общественной работе, особенно во взаимодействии с бюрократией, нужно быть марафонцем и не выдыхаться. 

– Что предпринимает ОС Алматы для борьбы с коронавирусом, как вы участвуете в этом процессе? 

– Мы с самим вирусом не боремся – на то есть медики. Мы просто принимаем письма и обращения от граждан и стараемся работать с акиматом, чтобы улучшить жизнь алматинцев. Вот пишем письма разные – и по размеру карантинной зоны, и по пропускному режиму для сырья и готовой продукции, и по признанию форс-мажора. Теперь ждем ответов. 

 – Согласовывался ли с вами режим карантина, размещение блокпостов, схемы зеленых коридоров?

– Нет, это все делает региональный штаб. Штаб – это структура управления в режиме чрезвычайного положения, а мы все же структура для обычной жизни, поэтому с нами это не согласовывалось. Да и времени на это сейчас нет.

– Была ли необходимость закрывать город в том числе для жителей близлежащих сел, которые трудятся в Алматы?

– Возможно, надо было расширить зону карантина, но тут вопрос насколько? На 10, 20 или, как мы предлагаем, 30 км?  Это сложный вопрос. Но в целом город надо было закрыть, иначе процесс заражения бы пошел в область, а вы знаете какая там медицина – смертность была бы как в Италии. Так что пока все сделано верно. Но, может, будет какая-то коррекция. 

– Дарига Назарбаева заявила, что уже есть вопросы по жителям из Алматинской области, которые постоянно или временно работают в Алматы, это порядка 500 тыс. человек, добавьте к ним членов семей, и мы увидим масштаб проблемы, поймем, что необходимо предпринять нестандартные меры. О каких мерах может идти речь?

– Не знаю, не могу за нее и за руководство области отвечать. Мне особо ничего кроме пропусков в голову не приходит. 

 – В столичных магазинах сейчас на один чек отпускают до 5 литров масла и до 5 килограммов сыпучих товаров: сахар, мука, крупы и т.д. Будет ли в Алматы такое же?

– Ну, в отличие от Нур-Султана Алматы является крупным торговым и логистическим центром, плюс у нас развитая пищевая промышленность, поэтому с продовольствием у нас проблем нет. К тому же еще есть стабилизационный фонд акимата. Не думаю, что надо вводить какие-то запреты. Да и массовая скупка продуктов уже закончилась. 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *