Узбекистан. Этнический национализм или гражданское общество?

Патриот — это человек, любящий свою родину.                                                                                                    Националист — человек, ненавидящий другие народы.                                                                                                  Йоханнес Рау, экс-президент Германии

Максим Новицкий разбирается во взрывоопасной теме и рассказывает, почему вопрос национальности встает в Узбекистане так часто, и почему стоит заменить его на вопрос гражданственности.

Термин «национализм» одним из первых начал использовать немецкий мыслитель Иоганн Готфрид Гердер еще в конце XVIII века. Он предлагал государству опираться на нацию — сообщество людей, воспитанных на едином культурном поле. Гердер писал:

«Самое естественное государство — то, где живет один народ с единым национальным характером».

Пацифист Гердер вовсе не имел в виду, что этот народ чем-то лучше других или имеет большие права. Однако термин «национализм» хорошо прижился в Европе.

Сама идея превосходства одной нации над другой не нова — веками народы воевали друг с другом; в результате таких столкновений создавались и распадались целые империи, случались массовые миграции и — как худшее проявление национализма — мог произойти геноцид.

Есть два основных вида национализма: этнический и гражданский. Все страны мира в той или иной степени придерживаются либо первого, либо второго. Рассмотрим, чем эти виды отличаются.

Этнический национализм: главное — одна нация!

Фокусируется на нации, которую объединяет общее наследие: язык, религия, культура, традиции. Здесь часто можно услышать призывы к консолидации по национальному признаку. Этнический национализм делает акцент на исторической разнице между народами, а не на их схожести и общих устремлениях. Этот вид национализма ярче всего проявляется, когда нужно сплотить народ  для любых совместных решительных действий, например, на защиту отечества от внешнего врага, массовые миграции или сепаратизм.

К крайним и весьма опасным формам этнического национализма относятся расизмнацизмфашизм и различные формы шовинизма, осуждаемые ООН и большинством современных государств мира.

Кстати, к этому же виду национализма относится и ксенофобия, то есть неприятие всего незнакомого, привозного, иностранного, в том числе и людей другой национальности или расы. Ксенофобия может дополнительно тормозить страну в развитии в плане запрета на торговлю, импорт товаров и технологий. Как правило, ограничивается и доступ граждан в интернет, ощутимо страдает сфера туризма.  

В современном русском языке, когда говорят «национализм», подразумевают именно этнический национализм. Как правило, это слово несет в себе негативную окраску и почти приравнивается к нацизму. 

Гражданский национализм: главное — весь народ!

Более поздняя, современная форма национализма, которая рассматривает нацию с точки зрения общего гражданства, гражданский национализм настаивает на равенстве всех граждан страны. Гражданская нация определяется не своим языком или культурой, а, скорее, общими жизненными, политическими и моральными принципами и устремлениями. С точки зрения гражданского национализма нация — это группа граждан одного и того же государства, которые стремятся жить рядом друг с другом на единой территории.  

Эти два вида национализма— антиподы, но преследуют одну и ту же цель — построить сильное государство и крепкое общество. Просто в первом случае общество национальное, а во втором — гражданское. Нельзя сказать, что один из этих видов национализма полезный, а другой вредоносный. Скорее, каждый нужен государству в определенный период времени.

Начиная с XV века вместе с эпохой великих географических открытий пришла эпоха колониальных завоеваний — образовались могучие империи, которые быстро поделили планету между собой. Некоторые империи были настолько разношерстными по своему национальному составу, что было уже трудно сказать, каких народностей в них больше, а каких меньше. К XIX-XX векам мировые империи стали терять колонии. Именно этнический национализм помог в те годы десяткам народностей и национальностей очертить свою территорию и стать независимыми.

Однако если государство уже получило независимость, то этнический национализм ему больше ни к чему, более того, он становится большим злом. Он подобен бульдозеру, который сломал ветхий дом, но если его вовремя не остановить, он начинает ломать всю улицу целиком.

Этнический национализм в независимом государстве держит жителей в постоянном напряжении. Особенно это касается национальных меньшинств, которые в итоге живут в постоянном ожидании удара и стремятся уехать при первой же возможности. В некоторых независимых государствах этнический национализм до сих пор официально разрешен и даже пропагандируется, что вызывает большие опасения у правозащитных организаций.

Ярким примером можно считать кемализм в Турции. Один из его главных постулатов — именно этнический национализм, официальное превосходство и главенство этнических турок над другими национальностями, проживающими в Турции, введение турецкой культуры как единственно правильной на территории страны. 

Этнический национализм в современном независимом государстве автоматически запускает процесс сепаратизма малых народов. Именно так и происходит сейчас в Турции, где курды долгие годы пытаются отделиться и создать собственное национальное государство. Получается, один национализм рождает другой как противовес.

В США, Европе и большинстве развитых стран мира на сегодняшний день государственная идеология базируется на гражданском национализме.

«I am American citizen (я американец)»,— говорят, например, жители США, не переходя на национальности.  

Слово «nationality» в таких странах означает не национальность, а, скорее, гражданство.

Национальность они называют «ethnicity» или «historical background» и в документах не указывают либо указывают по желанию их владельца.

Так как в гражданском обществе нет надобности бравировать своей национальностью, ее, как правило, убирают из паспортов. Графа «национальность» в паспортах и прочих документах официально осталась лишь в нескольких странах мира, включая некоторые страны СНГ и Китай. Эта графа дает возможность приверженцам этнического национализма распределять блага и должности в пользу титульной нации и дискриминировать национальные меньшинства. Отсутствие этой графы в паспортах стран с гражданским национализмом лишает этнических националистов почвы для дискриминации.

Как обстоят дела в Узбекистане?

Конституция Узбекистана в отличие от турецкой этнический национализм не приветствует. Напротив, в нашей стране официально задокументирована приверженность идеям гражданского общества. Откроем нашу конституцию.

Статья 8. Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности.

Статья 12. В Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной.

Статья 18. Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

Статья 30. Все государственные органы, общественные объединения и должностные лица Республики Узбекистан обязаны обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы.

Статья 49. Граждане обязаны оберегать историческое, духовное и культурное наследие народа Узбекистана. Памятники культуры охраняются государством.

Узбекистаном также ратифицирована Всеобщая декларация прав человека, где тоже имеются статьи, отрицающие какое-либо превосходство одной нации над другой.

Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Статья 21.2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

Выходит, наше общество можно считать истинно гражданским, лишенным этнической предвзятости, распределяющим все блага совершенно равномерно?

По документам — да. По факту — не всегда.

  • У нас по-прежнему присутствует обязательная графа «национальность» во всех внутренних паспортах. Время от времени выдвигаются предложения избавиться от этого архаизма, но широкого отклика они пока не получили.
  • До сих пор не решен вопрос о придании официального статуса языкам национальных меньшинств: русскому, таджикскому, казахскому и т.д. Несмотря на широкую популярность в стране русского языка, он до сих пор не сделан вторым государственным, в отличие от соседних Кыргызстана и Казахстана.
  • В Узбекистане случаются конфликты на национальной почве. К счастью, нечасто, но это всегда тревожно осознавать.
  • Отдельные политики время от времени позволяют себе высказывания, никак не соответствующие нормам гражданского общества.
  • У нас до сих пор столько разговоров о национальном и так мало о гражданском… В программе второй по количеству мест в Олий Маджлисе политической партии «Миллий тикланиш» слово «национальный» и его производные упоминаются 70 (!) раз, а, к примеру, слово «гражданский» и его производные — лишь 24 раза.
  • Отдельно хочется остановиться на сексизме — дискриминации по половому признаку, в нашем случае — ущемление прав женщин. В нашей стране этот вредоносный процесс постепенно нормализуется, но до полного равенства полов на уровне менталитета еще далеко.

Территория, где сейчас находится Узбекистан, всегда была многонациональной. Кто здесь только не жил за века истории: и саки с массагетами, и согдийцы, и греко-македонцы, и кушаны, и эфталиты, и тюрки, и арабы, и монголы, и кипчаки, и персы с таджиками, и туркмены с хорезмийцами, и киргизы с казахами, и русские, и украинцы, и татары, и корейцы, и немцы, и множество других национальностей, помимо нынешней титульной узбекской нации. Одни приходили, другие уходили. Потомки десятков древних этносов населяют территорию нашей страны.

И в этом сила Узбекистана — он всегда был землей мультикультурной. Точно так же и религия: здесь жили и буддисты, и зороастрийцы, и несторианцы, а на сегодняшний день вместе с мусульманами мирно сосуществуют христиане, иудеи и атеисты.

В такой стране, как наша, в ее современной независимой фазе этнический национализм не просто нежелателен — он опасен. Мы не должны навязывать друг другу каких-либо культурно-нравственных идеалов — время уже не то.

А что нам нужно, так это уверенные шаги по пути гражданского общества: разработка общегосударственной стратегии развития гражданского общества, настоящий патриотизм (чтобы любой мог с гордостью сказать: «я — узбекистанец!»), не основанный на национальности, языке или религии, а базирующийся на реальных достижениях и успехах страны на мировой арене. Нам следует смело и уверенно идти бок о бок в достижении важнейших целей: развития экономики, реформы системы образования, науки и медицины, активизации международной торговли и туризма, искоренения коррупции и прочих болезней нашего общества.  

Закончить хочу коротким стихотворением Роберта Рождественского.

Для человека национальность —
И не заслуга, и не вина.
Если в стране утверждают иначе,
Значит, несчастна эта страна!

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *