Перейти к содержимому

Процессы политизации ислама в Кыргызстане: влияние на парламентские выборы 2020 года

«Сфера религии, которая априори должна быть отделена от политики, стала фактором, определяющим политические процессы в стране и даже используется в качестве инструмента достижения политических целей», – отмечает политолог Арсен Усенов, в статье написанной специально для CABAR.asia.

Процессы религиозного возрождения и реисламизации в Кыргызской Республике становятся в настоящее время активными факторами политического сознания населения страны, большинство которого являются мусульманами. По статистическим данным, исходя из количества мечетей на душу населения, Кыргызстан сегодня является наиболее религиозной страной в Центральной Азии, где также высокий уровень проникновения религиозных фондов и центров, финансируемых извне.

В республике стала традиционным повышенная активизация деятельности религиозных служителей, а также исламская риторика политических деятелей в предвыборный период. Факты использования религии в целях повышения имиджа политиков активно проявились на парламентских выборах 2015 года и президентских выборах 2017 года таким образом, религиозный фактор на намеченных парламентских выборах 2020 года также имеет место быть, чему есть немало причин, вытекающих как из прошлого опыта, так и настоящих социально-политических проблем государства.

Религиозная ситуация в Кыргызстане: политизированность ислама и религиозность политиков. Почему растет роль религии в Кыргызстане?

Возрастание религиозного сознания у мусульман Кыргызстана активно началось с момента получения независимости. С самого старта суверенного существования государство придерживалось либерального подхода по отношению к религиозному сектору, исходя из заявленного принципа демократичного развития, чему в дальнейшем также способствовал неформальный статус республики – «островка демократии» в Центральной Азии.

Таким образом, в отличие от других постсоветских республик в Кыргызстане было больше пространства и свободы для обоснования и развития исламских религиозных организаций, в их числе различных фондов и центров, привнесенных из стран Ближнего Востока, Турции, Пакистана и других мусульманских государств. Вкупе с внутренними (идеологическими, социально-политическими, экономическими) факторами активное влияние экзогенных факторов стали основой формирования в стране полиморфного ислама, в котором имеются как умеренный ханафитский мазхаб, так и более жесткие течения, в том числе с салафитскими корнями.

В Кыргызстане, единственной из стран постсоветского пространства, не запрещена деятельность религиозной организации Таблиг Джамаат. Инициативы о его запрете исходили в 2009 г., но они были отклонены. Считается, что деятельность этой организации в республике сама по себе аполитична, потому неопасна. Муфтий Кыргызстана Максат ажы Токтомушев считающийся одним из лидеров таблиговцев в стране и вовсе отрицает существование такой организации в Кыргызстане, а название “Таблиг Джамаат”, как он отмечает, означает призыв к Исламу через давааты. Необходимо отметить, что религиозная организация “Таблиг Джамаат” действительно не зарегистрирована в Кыргызстане в качестве таковой.

Несмотря на заявленную аполитичность известны факты скрытого лоббирования членами организации религиозных законопроектов. Наиболее известные из них – вопросы об открытии молельных комнат (намазхана) в Жогорку Кенеше (парламенте), а также по выделению дополнительного времени депутатам на жума-намаз. Последний законопроект был отвергнут парламентом в 2016 году, что вызвало недовольство некоторых членов уммы (религиозная община – прим.ред). Тогда муфтию М. Токтомушеву и главе Совета улемов ДУМК А. Нарматову были даны официальые предупреждения о недопустимости вмешательства религии в политику.

В целом, религиозная ситуация в Кыргызстане относительно других стран региона отличается многообразием и широтой присутствия исламских организаций. Сегодня в Кыргызстане насчитывается 2 910 исламских организаций, в их числе 2 669 мечетей и 125 медресе. Для сравнения, в 1991 году в стране было всего 39 мечетей. Таким образом, за тридцать лет количество мечетей в Кыргызстане выросло более чем в 70 (!) раз. Более 400 мечетей в стране были построены при поддержке арабских фондов, в их числе Всемирной ассамблеей мусульманской молодежи (ВАИМ) во главе с Саидом Баюми, который также является главой фонда “Ассанабил”.

В последние годы заметна активизация кувейтских фондов, в частности «Ас-Салам», «Ас-Сафа» и “Ассанабил”. Так, фонд «Ас-Салам» занимается возведением мечетей, помощью матерям-одиночкам, строительством домов и проведением питьевой воды в селах. В 2019 г. фонд «Ас-Сафа» построил в Баткенской области целый жилой городок для малоимущих семей. Фонд «Ассанабил» (Кувейт) спонсировал 70% стоимости реконструкции центральной мечети в г. Кара-Куль. Помимо этого, данные организации вовлечены также и в строительстве светских учреждений. Так, фонд «Ассанабил» построил в Кыргызстане 45 школ и 33 медицинские клиники.

Выполнение иностранными религиозными фондами по сути социальных проектов государства подрывает легитимность власти, порождает скептицизм населения к светской власти и, наоборот, повышает доверие к исламским фондам и в целом к присутствию исламского начала в политике.

Между тем в Кыргызстане наблюдаются процессы повышения возрастания интереса и вовлеченности мусульманского общества или отдельных групп этого сообщества в политические процессы, равно как и использование ислама для достижения конкретных политических целей. Так, в стране за последние десять лет активно набирают популярность религиозные служители и общественные деятели с исламской риторикой.

Одна из причин политизации религии – поиск справедливости

Повышение спроса электората на религиозность в политических предпочтениях продиктовано как возрастанием религиозности населения, так и неудовлетворенностью государственной политикой и в целом недоверием политическим институтам частью мусульманского общества. В связи с этим, религиозность политических деятелей в Кыргызстане постепенно становится для верующих избирателей своеобразным маркером «справедливости и честности».

Согласно исследованиям ряда кыргызстанских экспертов, процессы исламизации и изменение под ее влиянием мировосприятия и поведения людей постепенно меняют в целом систему социальных отношений в Кыргызстане в сторону ее религиозности, что в конечном итоге закладывает основы использования ислама в политике. Таким образом, население, соответственно и электорат, становится все чутче к исламским лозунгам.

Основными причинами политизации ислама в Кыргызстане являются:

  • Кризис традиционной культуры и отсутствие национальной идеологии, что приводит к поиску новых форм социальной организации;
  • Низкий уровень религиозного образования и неспособность духовенства в ограничении границ религии и политики;
  • Воздействие внешних религиозных факторов;
  • Коррумпированность государства и дисфункция политической системы, не способной давать адекватные решения на выходе, что опять-таки меняет преференции электората к альтернативным, в т.ч. религиозным управленцам.

Религия как субъект политики Кыргызстана и политический ресурс

Религия в Кыргызстане давно стала инструментом и субъектом политики и этому есть достаточно примеров. В Кыргызстане религиозные служители и представители уммы нередко вмешиваются в политические процессы, а исламские ценности становятся предметом острых обсуждений в обществе и даже выносятся в стены парламента. По сути в республике наблюдается столкновение светских, демократических ценностей с исламскими, религиозными. В этом отношении показателен пример обсуждения в 2011 году в Жогорку Кенеше вопроса о предоставлении депутатам двухчасового перерыва на поход в мечеть в целях совершения пятничного намаза. Тогда произошел конфликт между гражданским активистом Динарой Ошурахуновой и активно использующим исламскую тематику депутатом Турсунбаем Бакир уулу.

Исламская риторика и демонстрация приверженности религиозным ценностям является спецификой Кыргызстана, в частности, заметно использование исламских ценностей политиками для поддержания своего имиджа и поддержки религиозного электората.

Турсунбай Бакир уулу – депутат 5 созыва ЖК стал одним из единственных депутатов, который принимал присягу не на Конституции, а на Коране. По его инициативе в 2014 году в стенах парламента были открыты молельные комнаты для мусульман (намазкана), что стало поводом для осуждений со стороны представителей гражданского общества, которые сочли это нарушением светского статуса государства и ущемлением прав других конфессий. Не менее запоминающейся стала и инициатива экс-парламентария объявить пятницу выходным днем, которая не нашла поддержки большинства парламентариев.

                   Действующая в Жогорку Кенеше намазкана.

В 2014 году особый резонанс получили слова депутата Торобая Зулпукарова, который заявил, что “надо сажать в тюрьму директоров школ, запрещающих школьницам носить хиджабы”. Так депутат отреагировал на жалобы о том, что в некоторых школах девочек в хиджабах не пускают на занятия.

Не менее обсуждаемой стала фраза президента страны Сооронбая Жээнбекова на открытии Центральной мечети в Бишкеке с участием президента Турции Реджепа Эрдогана, где он отметил: “В Кыргызстане мечетей больше, чем школ. Это хороший показатель. Некоторые говорят, что мечетей больше, чем школ. Чем больше мечетей, тем больше станет совестливых детей. Чем больше медресе, тем больше нашей совестливой молодежи…». В обществе сочли данное высказывание религиозным, а некоторые даже сравнили с аналогичным заявлением экс-президента Алмазбека Атамбаева, который придерживался менее религиозных взглядов и призывал строить прежде всего школы.

Последнее околорелигиозное событие произошло в стенах Жогорку Кенеша в апреле 2020 года. Вопрос депутата Ирины Карамушкиной, почему не проверили и не положили в обсервацию прибывших из Саудовской Аравии граждан, которые первыми привнесли коронавирус в страну, ряд депутатов восприняли оскорбляющим религиозные чувства граждан. Так, депутат Алтынбек Сулайманов отметил, что эта болезнь не смотрит на национальность и религию и призвал не вмешивать политику в религию: «…Создатель один, какими бы ни были наши религии. Давайте будем осторожными насчет того, что это пришло из умры…Рано или поздно вирус пришел бы к нам…Неправильно поднимать вопрос религии и смешивать с политикой”, – сказал Сулайманов.

Показать свою религиозность, а тем более будущую политику на основе исламских ценностей стало популярным методом агитации. В качестве примера можно привести интервью общественного деятеля, лидера объединения “Балыкчы Ынтымагы” Акжолтоя Тукунова на радио Марал ФМ. Там он рассказывает о намерениях общественного движения объединиться с одной из политических партий и пройти в парламент. Во время интервью А. Тукунов неоднократно заявляет, что они (члены движения “Балыкчы Ынтымагы”) религиозные и верующие в Бога люди.

В числе своих будущих планов А. Тукунов отметил: “вернуть на законных основаниях все золоторудные месторождения государству; писать нужные законы по требованию народа; работать плодотворно и в перспективе стать президентом; разрушить стереотипы, что во власть приходят только финансово состоятельные люди”. Также А. Тукунов отметил, что видит единственным способом борьбы с коррупцией смертную казнь. В общественном движении Акжолтоя Тукунова более 5 тыс. человек. Медийно известным он стал после организации митинга в 2019 г. против разработки урана в месторождении Таш-Булак.

Среди прочих особенностей религиозности политики можно отметить тот факт, что ежегодное общемусульманское чтение намаза по случаю Орозо и Курман айта проводится в центре города – на старой площади – с участием высокопоставленных представителей страны, нередко и главы государства.

Также политическими деятелями применяется способ повышения имиджа через финансовое спонсирование возведения и ремонта мечетей. Так, экс-президент А. Атамбаев выделил свой участок для строительства мечети в память о жертвах событий 7-Апреля; мэр г. Кара-Куль Ильяз Еркеев стал одним из спонсоров реконструкции центральной мечети города, выделив из своих средств 30% ее стоимости; семья бывшего заместителя Таможенной службы КР Раимбека Матраимова строит крупнейшую мечеть в г. Кара-Суу.

Таким образом, религиозная обстановка в Кыргызстане явно подпадает под определение политизации ислама. Сфера религии, которая априори должна быть отделена от политики, стала фактором, определяющим политические процессы в стране и даже используется в качестве инструмента достижения политических целей.

Религиозные деятели – активные участники агитационных кампаний

Последние десять лет в стране участилось участие религиозных деятелей в агитационных кампаниях, несмотря на законодательный запрет. Наиболее запоминающимся событием в этом отношении являются участие на парламентских выборах 2015 года политической партии Улуу Кыргызстан, которая открыто признавалась, что большинство членов партии религиозные люди (придерживаются религиозных ценностей). Кроме того, можно было наблюдать баннеры с изображением членов партии и религиозного деятеля Чубак ажы Жалилова.

В 2017 году в ходе предвыборной агитации двух ведущих кандидатов в президенты Омурбека Бабанова и Сооронбая Жээнбекова были заметны случаи привлечения религиозных деятелей в целях агитации за кандидатов. В первом случае, для агитации был привлечен экс-муфтий Кыргызстана и имам одного из местных мечетей на юге страны Садык кары Камалов. Примерно в этот же период в агитационной кампании С. Жээнбекова был замечен ранее упоминаемый религиозный деятель, также экс-муфтий Чубак ажы Жалилов.

                           Баннер с изображением Ч. Жалилова на парламентских выборах 2015 г.

В свою очередь мечети в Кыргызстане становятся центрами мягкой агитации в пользу своих спонсоров. К примеру, служители мечети в своих проповедях могут давать бата (благословение) тем, кто построил или помог мечети. Последний такой случай был в центральной мечети города Ош. Имам мечети во время пятничной проповеди давал благословение спонсорам мечети, в том числе семье певицы Самары Каримовой, которая ранее заявляла, что баллотируется в депутаты Ошского городского кенеша.

Эксперты тем временем уже дают прогнозы, что предстоящие парламентские выборы в Кыргызстане и поведение электората будут без всяких сомнений подвержены влиянию религиозных факторов. Так, теолог, директор аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов отмечает, что на предстоящих выборах будет не прямое использование, а завуалированное применение исламских лозунгов: «…свою религиозность в период выборов политики начнут подчёркивать особо. Такая религиозность называется ситуативной. К тому же в обществе существует некий синдром усталости от политиков, от партий. Избиратели будут смотреть на персоналии, точнее, на их качества. В том числе такое качество, как религиозность, будет учитываться электоратом…».

Таким образом, в Кыргызстане имеется, как опыт, так и потенциал применения религиозного ресурса на предстоящих парламентских выборах. В условиях возрастающей религиозности населения и политизации ислама в Кыргызстане, оперирование религиозными чувствами мусульман возможно будет иметь не второстепенное место в период предвыборной агитации. К тому же предпочтение электората религиозным кандидатам усиливается из-за скепсиса и фрустрации по отношению к светскому государству, что подрывается высоким уровнем недоверия населения к государственным институтам.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *