Как предлагают восстанавливать туризм в Центральной Азии

Страны Центральной Азии сейчас заняты восстановлением экономики туризма. Как и во всем мире, эта отрасль в регионе пострадала одной из первых и более других.

На фоне пандемии коронавируса вновь звучат слова о сотрудничестве стран региона в этой сфере и построении единого туристического рынка. По словам зампредседателя Госкомитета Узбекистана по развитию туризма Фахриддина Даврукова, республика уделяет особое внимание активизации работы над совместными маршрутами и турпродуктами вдоль Центрально-Азиатского региона.- рассказывает Cabar.asia

«Мы уверены, что трансграничный туризм – лучший способ предоставить иностранным туристам уникальную возможность окунуться в аутентичный образ жизни, ощутить культуру, национальные вкусы и традиции населения Центральной Азии. С этой целью мы должны начинать сотрудничать в организации совместных экспедиций для изучения перспектив трансграничных маршрутов, улучшении дорожной инфраструктуры, запуске сертифицированных туристических автобусных маршрутов между нашими городами, реализации таких совместных инициатив, как Silkway Visa, единый стенд для стран региона на крупнейших международных турярмарках и выставках», – сказал он, выступая на Х Центрально-Азиатском торговом форуме.

Такое сотрудничество, убежден Фахриддин Давруков, неизбежно привлечет внимание международного сообщества к региону как к единому туристическому направлению и будет выгодно каждой из стран.

Руководитель управления туризма Туркестанской области РК Гульмира Ахбердиева также считает, что сферу туризма в Казахстане необходимо развивать при активном взаимодействии с ближайшими соседями. 

«Сотрудничество в туризме между странами, имеющими общее мировоззрение, историю, культуру, традиции, схожесть языка, которые сближают и объединяют их в единое целое – Центральную Азию – экономически выгодно каждой из них и будет способствовать сбалансированному экономическому росту наших стран», – уверена она.

Спикер напомнила, что в декабре 2019 года в Алматы на семинаре по туризму Центрально-Азиатского Регионального Экономического Сотрудничества (ЦАРЭС) бизнес-сообщество Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана подписало соглашение о взаимном сотрудничестве в области туризма и создании регионального туристского продукта, в рамках которого можно инициировать множество турмаршрутов по Центральной Азии с посещением сразу нескольких стран.

Там же для межстрановой координации и взаимодействия в индустрии туризма было предложено создать Совет по туризму стран региона по примеру ассоциации туризма азиатско-тихоокеанского региона и приступить к формированию единой информационной сети туристского бизнеса и государственных органов.

Однако, несмотря на эти благоприятные факторы для совместного формирования регионального туристского продукта и расширения взаимодействия и сотрудничества, как констатировала Гульмира Ахбердиева, в сфере туризма стран Центральной Азии существует ряд проблем, требующих решения на межгосударственном уровне.  

Это – необходимость упрощения правил пограничного, таможенного и миграционного контроля, внедрение единой визы Silkway Visa, развитие транспортных и информационных коммуникаций, введение единых стандартов туристского обслуживания, единой системы профессиональной подготовки и повышения квалификация туристских кадров, согласование методик сбора и обработки статистических данных в области туризма. А также создание и совместное продвижение на международном уровне конкурентоспособных турпродуктов стран Центральной Азии, формирование единой базы данных о туристских возможностях региона.

По мнению и.о. директора департамента туризма Кыргызстана Кыял Кенжематовой, в условиях нового времени необходимо принять совместную программу восстановления туризма в странах региона.

Она сообщила, что кыргызская сторона намерена направить государствам Центральной Азии ряд соответствующих предложений, в частности, включающих в себя цифровизацию, разработку экскурсий по региональным маршрутам, совместных турпродуктов по Великому Шелковому пути. По ее мнению, также необходимо гармонизировать законодательства наших стран, разработать единые нормативно-правовые нормы для пребывания в них.

«Борат» в помощь

Между тем, по словам международных экспертов, несмотря на высокий туристический потенциал региона, в мире еще очень мало о нем знают. Сооснователь платформы для путешественников IndyGuide, этнический казах, выросший и живущий в Швейцарии, Ати Тосун говорит, что информации о Центральной Азии недостаточно и она малодоступна. Из-за этого и низкого уровня узнаваемости, как он констатировал, регион часто получает негативное освещение.

Низкая узнаваемость – это одна из причин, почему действие фильма «Борат» Саши Барона Коэна происходит именно в Казахстане. Как он сам заявил: 

«Я выбрал Казахстан, потому в США о нем почти никто ничего не знал. Это позволило нам создать безумно комедийный, фальшивый мир. Настоящий Казахстан – прекрасная страна с современным, гордым народом, в отличие от версии в «Борате».

Тем временем коронная фраза героя «Very nice!» стала названием рекламной кампании для популяризации Казахстана и привлечения в него зарубежных туристов. Автор идеи – основатель Almaty Walking Tours (провайдер пеших экскурсий по городу), живущий в Алматы американец Деннис Кин – назвал «Борат» благословением и проклятием для Казахстана.

«Потому что некоторые видят его очень оскорбительным, – пояснил он. – В то же время очень редко бывает, когда много говорят о центральноазиатской стране. Когда я узнал о выходе «Бората-2», понял, что люди будут говорить про Казахстан, нравится им это или нет. И нужно правильно использовать этот хайп и продвигать на нем позитивный образ Казахстана».

В коротких роликах, завершающихся восторженным комментарием «Very nice!», показаны красивые виды Казахстана. Тем самым, как отмечает автор идеи, дается новый слоган казахстанскому туризму. Он признался, что было радостно видеть обратную связь – в течение нескольких дней после запуска видео получило больше миллиона просмотров, о нем написали ведущие мировые СМИ – «Нью-Йорк таймс», «Би-Би-Си» и т.д.

«Это показало интерес к Казахстану, – уверен спикер. – Потому что в этих роликах представлена красивая природа Казахстана и его жители – доброжелательные, гостеприимные, душевные. Для многих это стало прекрасным открытием, которое пробудит желание приехать в настоящий Казахстан».

Креативный директор и основатель агентства WideOyster Марко Барневельд в свою очередь рассказал о совместной с USAID информационной компании, призванной ускорить восстановление туризма в Центральной Азии и вдохновить на путешествие сюда.

Контент состоит из «Особенной Центральной Азии» в историях и фотографиях о путешествиях, а также видео от туркомпаний из каждой страны. В обшей сложности 10 удаленно спродюсированных видеосообщений включают в конце призыв забронировать поездку в регион.

Идеальное постковидное место для туризма

Во время Центрально-Азиатского торгового форума звучали разные предложения по названию единого турбренда региона. Деннис Кин считает, что уже сейчас его можно начинать представлять как отличное идеальное постковидное место для туризма.

«После того, как люди очень много времени провели в закрытых помещениях, им хочется воздуха, чтобы дышать и отдыхать в свободном пространстве, – сказал он. – Им потребуется простор, а именно это слово, на мой взгляд, суммирует и резюмирует в себе Казахстан. Простор очень привлекателен психологически. Люди будут искать возможностей убежать из города, узнать и открыть для себя что-то новое, ездить и ходить по земле. Люди будут искать простор, большие открытые пространства».

Директор кыргызстанской компании «Ак-Сай Трэвел» Елена Калашникова уверена, что Центральная Азия, в частности, Кыргызстан, – это настоящий рай для проведения активного отдыха. 

«Как раз этих возможностей в нашем регионе больше чем достаточно, – подчеркнула Калашникова. – На этом – активном отдыхе – мы и должны делать акцент, потому что контакт с природой действительно может быть заживляющим».

Она добавила, что пандемия изменила роль туризма: он перестал быть лакшери и стал необходимостью. Переход в онлайн, отсутствие эмоций и взаимодействия позволили понять ценность путешествий в природные места. Возросла также значимость внутреннего туризма.

По мнению Калашниковой, сейчас очень актуально развивать проекты гламурного кемпинга, или глэмпинга. Это отдых на природе со всеми удобствами и полноценным отельным обслуживанием. Такой вид отдыха в привлекательных для туристов природных местах дает возможность избегать скопления людей, изучать природу и историю стран Шелкового пути. И позволяет восстанавливать очень важные сейчас для людей позитивные эмоции.

По словам регионального директора Торговой ассоциации приключенческого туризма (ATTA) по Европе и Центральной Азии Герганы Николовой, приключения и активный отдых на природе стали новым трендом в сфере путешествий.

«В прошлом под термином «приключенческий туризм» подразумевали что-то рискованное, сейчас это ассоциируется с расширением кругозора, принятием вызовов, уединением с природой и т.д., – проинформировала она. – В частности, это экоприодный туризм, кемпинг (походы с палатками), мини-экодома и т.д. Туристы видят в этом путь к ментальному здоровью, новый и уникальный опыт».

Местной же экономике это довольно выгодно. По данным Николовой, четыре туриста приключенческого туризма приносят такой же доход, как 100 туристов круизного лайнера. Около 65% затрат выбравшего приключенческий туризм остается в стране, где он отдыхает, в то время как от массового туризма остается только 15 %.

При этом в Центральной Азии есть огромный потенциал для развития приключенческого туризма: здесь очень много природных памятников, различные ландшафты и разнообразный климат.

Ати Тосун уверен, что регион может извлечь большую выгоду из новых реалий туриндустрии. Помимо большой заинтересованности путешественников активным отдыхом на свежем воздухе, желания уединения с природой и окружающей средой, он указал и другие веяния.

«Многие путешественники сегодня предпочитают дестинации (направления – прим.ред.) поблизости, нежели дальние путешествия, – сказал эксперт. – И это причина роста количества туристов с Азии. Мы наблюдаем снижение числа туристов из Европы и Северной Америки в 2020 году. Думаю, этот тренд будет актуален еще следующую пару лет. Путешественники будут выбирать дестинации, которые ранее были вне поля зрения, в недооцененных направлениях, как Центральная Азия».

Основатель туристической компании «Limon» (Казахстан) Алмас Муратулы считает, что прямо сейчас регион может предоставить возможности для любителей зимнего спортивного отдыха: местные горнолыжные курорты обойдутся в разы дешевле отдыха в европейских странах. Альтернативой мировым туробъектам, по его мнению, также могут стать природные места при условии должного развития инфраструктуры, продвижения и популяризации, уровня сервиса.

Для привлечения в регион нужно использовать историко-культурный бренд Великого Шелкового пути, считает он. И в первую очередь нужно целенаправленно привлекать сюда туристов из КНР, которые тратят во время путешествий больше всех в мире.

В то же время предприниматель отметил, что для того, чтобы позиционироваться безопасным направлением для зарубежных туристов, нужна политическая стабильность, которая есть не во всех странах региона.

Период перезапуска

Эксперты советуют учитывать эти и другие тренды, которые уже влияют на бизнес и туристические направления, в текущей работе и при построении стратегий дальнейшего развития. И при этом не забывать о цифровизации как необходимой составляющей современного турбизнеса.

«Пандемия ускорила внедрение мобильных и цифровых инструментов. Поэтому создание цифровых точек взаимодействия и опыта будет иметь важное значение. Социальные медиа и новые медиа в настоящее время являются основными источниками вдохновения и информации для принятия решений о путешествиях», – отметил директор по финансовым инвестициям World Travel Market (WTM) Клод Бланк.

Также он отметил, что возобновление работы компаний в сфере туризма, контроль над процессом восстановления, чтобы они были безопасными, привлекательными для туристов, а также экономически жизнеспособными, требует координации на таком уровне, которого раньше не наблюдалось. И эти задачи может выполнить государственный сектор.

Среди способов, с помощью которых правительства могут переосмыслить свою роль в секторе туризма в контексте Covid-19, он в первую очередь указал оптимизацию государственно-частного взаимодействия через центр управления туризма.

«Сосредоточение основного руководства в центре управления – это способ разрешения кризисных ситуаций, который многие организации уже внедряли в аналогичных ситуациях, – уверен Клод Бланк. – Центры управления туризма, которые объединяют государственных, частных и получастных участников в проектные группы для решения ключевых вопросов, могли бы обеспечить платформу для активного сотрудничества».

Он отметил, что, по некоторым прогнозам, чтобы вернуть туристический спрос на уровень 2019 года, потребуется несколько лет. И длительный период низкого спроса говорит о том, что способы финансирования туризма должны измениться.

Одним из вариантов он считает возможное создание структуры объединения доходов для гостиниц, которая могла бы помочь владельцам активов и операторам, особенно малых и средних предприятий, управлять переменными издержками и потерями в будущем.

Отели, конкурирующие за один и тот же сегмент в том же регионе, могли бы объединить доходы и убытки, пока работают в условиях сокращенной мощности (платежеспособности). Поддерживаемые правительством инвестиционные фонды тоже могли бы задействовать частный капитал, чтобы обеспечить и помочь МСП пережить этот кризис.

Среди инициатив Бланк также отметил постепенное возобновление работы с учетом по возможности «пузырей путешествий» («тревел-пузырей»). Этот термин появился в эпоху Covid-19 и означает возможность совершать безопасные путешествия в период пандемии внутри какого-то закрытого и строго определенного перечня соседних стран. 

О перезапуске туристической отрасли по принципу «тревел-пузырей» сегодня много говорят на разных площадках. Он включен в различные стратегии и сценарии возрождения туризма. По всеобщему мнению, нынешний период затишья и слабого спроса – самый подходящий момент для их разработки, проведения маркетинга и в целом перестройки бизнеса в сфере туризма, который уже никогда не будет прежним.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *