Где на Памире можно найти зороастрийские мазоры и буддийский монастырь

Мазоры, так называемые на Памире – остоны находятся почти в каждом кишлаке Ишкашимского района, они часть здешней истории. Хотя по вероисповеданию население Ишкашима мусульмане, до сих пор среди жителей сохраняются древние атрибуты, восходящие к временам старинных арийских культов.

На этот раз Your.tj и «Номус ва Инсоф» отправились в путешествие, чтобы показать культовые памятники Ишкашима.

Как считают местные историки, на Памире остоны (в переводе святилища, места поклонения) или как их по-другому называют, «храмы солнца», были действующими вплоть до XVI века. Впоследствии, многие из них все-таки сохранились, то есть не были уничтожены даже при исламе. Потому что местные жители стали использовать их как часть мусульманской атрибутики.

Мазор в кишлаке Рын

В кишлаке Рын древний мазор был разрушен во времена Союза. На месте разрушенного, через много лет жители отстроили его заново, но в виде дома с крышей. Сейчас часто можно увидеть мазоры в виде домиков, хотя в древние времена храмы огня были открытыми, их располагали на горе или на каком-либо другом возвышении. Считалось, что в этих чистых местах они находятся ближе к Богу.

                             Мазор в Рыне

«Мазоры строили в определенных местах. Наши предки знали, где находится мощная энергетическая сила на земле. Считалось, что в мазорах есть духи-покровители, которые могут донести твою просьбу к высшим силам. В этих местах добрая энергетика и сила», – считает житель Лангара Курбоншо.

По его словам, этой энергии не надо бояться, нужно подойти к алтарю и прикоснуться к нему руками, поцеловать свои руки и поднести их ко лбу. Такое действие повторить трижды. Потом постоять и тихо попросить у Бога помощи в решении своей проблемы.

«А как же иначе, в мире все взаимосвязано, и высшая сила обязательно поможет», – убежден Курбоншо.

Он добавил, что, если есть такая возможность, можно оставить в мазоре деньги для бедных. Выходить из мазора надо, не поворачиваясь спиной к алтарю.

Мазор Шои Мардон

В Наматгуте рядом с крепостью Каахка (Кахкаха) стоит мазор Шои Мардон (скорее, Шохи мардон – царь всех мужей). Считается, что он назван в честь Имама Али. По словам жителей кишлака, первоначально мазор стоял на горной возвышенности, на открытой местности.

                             Мазор Шои Мардон

Однажды во время праздника жертвоприношения, без всякой причины большой казан, в котором варилась ритуальная каша – бодж, сорванахолся с очага и покатился вниз. На том месте, где он остановился, духовные лица решили поставить новый мазор, усмотрев в этом пожелание высших сил.

                               Шои Мардон в Наматгуте

Мазор Шоисомиддин

В селении Птуп находится мазор Шоисомиддин, который назван в честь одного из исмаилитских проповедников. Как рассказывает житель кишлака Исор Давлатхон Байрамбеков, согласно легендам, примерно, в VII-VIII веках, Имам Джафар Садык прислал в Вахан 5 проповедников, среди которых был и Шоисомиддин.

Проповедники прибыли из Хорасана и разошлись по регионам Памира: Шохкамбари Офтоби (Солнечный) поселился в Лангаре, Шохмубораки Марди Вали – в Дриже, Саид Хасан Зароби в Зебаке (Афганистан), Шохбурхони Марди Вали в Шохдаре, а – Шоисомиддин в Птупе.

Мазор Шоисомиддин огорожен забором, к которому прикреплено множество оленьих рогов. В центре мазора лежат круглые промасленные камни.

Рога и камни – реликты старинных верований. В древние времена на каменных алтарях местные жители ставили лампады, по поводу различных праздников или для упокоения души покойного. Но эти лампады были вытеснены после принятия ислама как признаки огнепоклонничества, а круглые промасленные камни, которые поддерживали лампаду, остались.

Горные козлы и бараны, обитающие в высокогорьях, считаются чистыми, священными животными – «фаришта». Местные жители, считают, что их рога в священных мазорах, стоят на страже добрых дел.

По другому мнению, масло или жир – это символ изобилия и достатка. Считается, что наши предки приносили масло в дар, задабривая духов – покровителей местности. А рога добытых на охоте животных – символическое подношение за удачную охоту.

Шохкамбари Офтоби

Самый крупный в Ваханской долине мазор находится в Лангаре и расположен напротив краеведческого музея. Он назван в честь проповедника Шохкамбари Офтоби (Солнечный).

                       Шокамбари Офтоби

С виду, это – традиционный, открытый мазор, где много деревьев. Здесь в священные дни и праздники зажигают спандр (наподобие испанда) и сухие лучины из можжевельника, молясь за благополучие предков в другой жизни. Жители совершают в мазорах ритуальное жертвоприношение, готовят еду и раздают ее малоимущим.

                             Мазор Шокамбари Офтоби

Буддийский монастырь во Вранге

Наряду с мазорами, в Ишкашиме можно увидеть и монастырь. Например, в кишлаке Вранг сохранились развалины буддийского монастыря. Китайский паломник Хой Чао, посетивший Вахан в 726 г., отмечает, что здесь были буддийские монастыри и монахи. Этот монастырь, по некоторым данным, функционировал в IV-VI веках, когда на нынешних территориях Средней Азии и Афганистана правили эфталиты.

                       Буддийский монастырь, рассеченный черными археологами

Историк Гуломшо Султоналиев говорит, что многие туристы и путешественники, прибывшие посмотреть это место, добираются только до буддийской ступы.

«Они не знают, что это культовый комплекс, включающий в себя не только трехступенчатую каменную ступу. Рядом с ней на крутом склоне горы виднеются вырытые пещеры – гроты, в которых раньше находились кельи монахов. Примерно в 300 метрах выше ступы находится буддийский монастырь, до которого из-за высокогорья крайне трудно добраться», – рассказывает он.

Ступа в буддизме служит хранилищем святых и является важнейшей частью любого буддийского храма.

                             Буддийский монастырь, снятый сверху

В настоящее время все три яруса буддистской ступы рассечены траншеей. По утверждению известной в советское время ученой – Мирры Бубновой, до 2008 года ступа была целой.

Мирра Алексеевна возмущалась, что на протяжении долгого времени на Памире орудовали «черные» археологи, которые беспощадно разрушили древние памятники.

                               Кельи

С чего начинается родина?

Для того, чтобы сохранить все исторические памятники, которые находятся не только на Памире, но и по всей стране, необходимо комплексное решение. Нужно систематически вкладывать деньги в их реставрацию и охрану.

Кроме этого, обязательно необходимо ввести в школах предмет по изучению истории родного края, чтобы школьники знали свою историю и бережно к ней относились.

По словам учителя одного из учебных заведений Ишкашима Курбоншо, в школе преподают общемировую историю и историю Таджикистана, но к большому сожалению, детей не учат познавать историю своего края, местности, где ты родился. Это очень важно. Ведь родина начинается именно отсюда.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *