Что привело к духовному обнищанию узбекского общества.

Все ищут ценности материальные, а не духовные

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, что привело к духовному обнищанию нашего общества.

Возможно, величайшим достижением Карла Маркса является его концепция отчуждения, согласно которой отчуждение от самого себя возникает вследствие принадлежности человека к материалистическому обществу, в котором он — лишь винтик в экономической машине.

«Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях»                                            (Фалес Милетский, древнегреческий философ)

Так для чего нужна духовность и нужна ли она вообще? Может легче и проще жить без неё, утоляя лишь физиологические потребности и не соблюдая моральные и нравственные принципы?

К огромному сожалению, очень многие избирают именно этот путь – путь удовлетворения первичных потребностей. Людей можно понять. Зачем усложнять себе жизнь духовными принципами, когда всё решают деньги и власть. Вот и рвутся люди к власти, к деньгам.

Почему же наши чиновники любое указание начальства старательно записывают в блокнотики и согласно кивают головой? Неужели начальство никогда не ошибается? 

Первый заместитель председателя Сената Олий Мажлиса Садык Сафаев в августе 2019 года заявил о том, что так называемая «узбекская модель» развития страны была неверной.

«Нужно открыто признать, что, если бы три года назад президент волевым решением не повернул развитие страны, наше общество, экономика были на грани катастрофы. Сейчас выполняются единственно верные шаги, мы это должны хорошо понимать… Многие годы мы спокойно жили, говоря об «узбекской модели». Это было неверной политикой. Сегодня это исправляется», — заявил первый заместитель председателя Сената.

Но ведь и тогда все чиновники также записывали в блокнотики и согласно кивали головой. Но разве кто-нибудь тогда сказал, что «узбекская модель» — неверная политика? 

Психоаналитик Аркадий Панц в книге «Беседы о счастье» пишет: «Запас духовных ценностей придаёт вам чувство собственного достоинства. Вы не смущаетесь рядом с людьми влиятельными и не теряетесь в кабинетах власти: у вас есть свой капитал доброжелательности, интереса к жизни и нет зависти к чужим постам и богатству. В итоге ваша духовность поддерживает вас в трудную минуту». Замечательные слова.

Есть ли у наших чиновников духовность? Ведь государственные служащие, — по предположению, — люди ответственные, дальновидные, профессиональные работники с высоким морально-нравственным уровнем, которые «ответственны перед обществом и гражданами» (статья 2 Конституции).

Смотрим. Один высокопоставленный чиновник заставил стоять в арыке шестерых мужчин из-за несвоевременного полива пшеницы; другие чиновники нарушили законодательство при сносе домов и строений жителей и предпринимателей; третьи – матерятся и занимаются рукоприкладством; четвёртые – домогаются внимания иностранной журналистки; пятые – воруют… Список можно продолжать долго.

Бездуховность или традиционный стиль руководства? Трудно сказать: ведь эти чиновники появились не из-за границы, они – продукт нашего общества. Но последствия такого положения могут быть крайне негативными. 

Чиновники не умеют, да и не хотят, разговаривать с гражданами, фактически игнорируя их. Это вполне объяснимо.  Их не интересует мнение людей, так как с этим мнением никак не связаны процедуры назначения на должность, продвижения или увольнения чиновника. Граждане отвечают на это недоверием почти ко всем институтам государства и даже к собственным избранникам — депутатам.

Имеет место «раскол» власти и общества. В принципе – в той или иной степени – такой «раскол» присутствует в различных системах. Страшно другое – стремительное его оформление со стороны «власти имущих», не сулящее рядовым гражданам ничего хорошего.

Так, хокимият Ташкента 3 февраля объявил конкурс на создание проекта комплекса «Истиклол» на бульваре «Голубые купола». Без проведения предварительного обсуждения с общественностью, без рассмотрения альтернативных мест расположения монумента. «Комплексу быть! И точка!» Общественность просто поставили перед фактом! А ведь именно граждане, перечисляя налоги, содержат этих чиновников, которых даже не интересует мнение налогоплательщиков. 

Именно поэтому, когда власть говорит про необходимость духовности, то это не воспринимается обществом должным образом. Возникает когнитивный диссонанс [состояние психического дискомфорта, вызванное столкновением в сознании конфликтующих представлений – прим. авт.] Можно написать тома про духовность, ввести их изучение в образовательных учреждениях, принимать соответствующие программы, проводить различные мероприятия и создавать соответствующие структуры – толка будет мало. 

Например, создано Министерство по поддержке махалли и семьи, среди задач которого «оздоровление социально-духовной атмосферы в семьях и махаллях». Можно ли сказать, что за год своей деятельности это министерство проявило себя в этом направлении? Скорее наоборот. Особенно остро это проявилось в период коронавирусной инфекции, когда фиксировались многочисленные нарушения «законодательства со стороны председателей и сотрудников махаллей при назначении и выплате социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям». 

О какой духовности может идти речь, когда некоторые председатели махаллинских комитетов занимались хищениями бюджетных средств и выделенной материальной помощи, спекуляциями, махинациями и взяточничеством. Теперь председателей махаллей намереваются обучать в моноцентрах, чтобы превратить их в «эффективных менеджеров и локальных управленцев».

Но зададимся вопросом: «Если ликвидировать Министерство по поддержке махалли и семьи что-нибудь изменится?» Изменится. У людей не будут запрашивать личную и другую информацию, а государство получит значительную экономию (в стране насчитывается более 40 тысяч работников махаллей и ведомств республиканского уровня). Не надо будет строить 2 951 здание в 2021—2022 годах на сумму более 1,7 трлн сумов (эквивалент 162 млн долларов).

Чтобы призывать к духовности нужно обладать духовностью. Это так просто. Философ Альберт Швейцер писал: «Личный пример не просто лучший метод убеждения, а единственный».

«Некоторые не до конца осознают суть национальной идеи, поверхностно относятся к ней, ошибочно отождествляя её со старой идеологией»                                                                                                       (Шавкат Мирзиёев, президент Узбекистана)

Национальная идея не является изобретением одного человека, а вырастает из глубины народного сознания и в конкретное историческое время поддерживается социальной реальностью. Национальная идея играет важную роль в жизни общества, в политической практике, выражается в сохранении национальной самобытности народа, в защите страны от попыток ослабить её духовно и физически, в укреплении и развитии страны. 

Поэтому каждая нация должна обрести свою национальную идею, в которой кратко и понятно доносится цель и основание существования государства. При этом в многонациональном государстве национальная идея должна способствовать сохранению территориальной целостности, учитывать интересы всего населения страны, независимо от языкового, этнического и конфессионального различий.

Национальная идея должна объединять все нации, проживающие в государстве и гарантировать их безопасное проживание и развитие, мобилизовывать общество на достижение целей, направленных на улучшение жизни людей. Национальная идея должна служить также нравственной основой для достижения этих целей. Такая идея должна найти поддержку среди большинства населения страны, но это произойдёт лишь в том случае, если она будет отражать интересы и надежды общества.

С провозглашением независимости в нашей стране отказались от прежней государственной идеологии и выработали собственную систему взглядов. «Национальная идея как идеология национальной независимости, — указывал Ислам Каримов, — основываясь на вековых традициях, обычаях, языке и духе нашего народа, в тесном сочетании с общечеловеческими ценностями, должна служить тому, чтобы донести до сердца и разума людей веру в будущее, воспитывать любовь к Родине, человеколюбие, добросовестность, мужество и терпимость, чувство справедливости, стремление к знаниям и просвещению». 

М.К. Жанобилова и Н.Б. Махмудова в книге «Национальная идея: стратегия развития Узбекистана» дают такое определение: «Главная цель национальной идеи Узбекистана – объединять народ во имя великого будущего, побуждать каждого гражданина страны, независимо от его национальности, языковой и религиозной принадлежности, к жизни с чувством постоянной ответственности за судьбу своей Родины; воспитывать гордость за богатейшее наследие предков, накопленные духовные ценности и благородные традиции; формировать высоконравственных и гармонично развитых людей; превращать в смысл жизни самоотверженность ради нашей священной земли».

Согласитесь, что туманные формулировки сложны для восприятия и понимания. Тем более, что национальные идеи – это сгусток мысли, состоящий всего из нескольких слов. 

Видно, что лишь немногие страны не смогли чётко сформулировать свои национальные идеи (Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина…) 

Размещение вместо ёмкого слогана громоздкой системы взглядов приводит к размытости суждений общими фразами, которые не воспринимаются людьми. «Великое будущее», «эпоха процветания», «создание фундамента третьего Ренессанса», «третий Ренессанс»… Это фразы, не имеющие конкретного определения, конкретных целей и конкретных критериев. В результате, у людей вырабатывается апатия и безразличие к общественным вопросам, пропадает интерес к развитию страны и граждане замыкаются на своих личных интересах.

Самит Алиев в книге «Всей содранной кожей – начало» пишет: «… Самая большая опасность — это не глобализация, не экономический кризис, не массовые эпидемии, и даже не война. Самое опасное — это превращение народа в толпу мамедов, джонов или иванов, что родства не помнят и знать не хотят». 

У нас так и происходит: низкая гражданская активность населения, пассивность депутатов и сенаторов, вседозволенность чиновников привели к тому, что каждый замкнулся в круге собственных интересов. Людей не интересует духовность и общность: безразличных становится всё больше. А мы — за формальными лозунгами и призывами – даже не можем сформулировать ясную, понятную и выгодную для всех и каждого национальную идею. 

Идею, которая сплотила бы всех граждан Узбекистана, независимо от национальности, пола, возраста, вероисповедания, социального положения. Идею, которая превратит народ страны в единую узбекистанскую нацию.

Вспомним слова одного из «отцов» современной Италии графа Камилло Кавура: «Италию мы создали, теперь наша задача — создать итальянцев». Почти дословно повторил позже эту фразу первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Мы создали Казахстан, надо создать казахстанцев». Или речь идёт о том, что каждый человек, родившийся и проживающий в Казахстане, автоматически включается в состав казахстанского геоэтноса, независимо от национальной принадлежности.

На совещании 19 января Шавкат Мирзиёев озвучил: «В целях продвижения национальной идеи, повышения эффективности духовно-просветительской работы, дальнейшего развития литературы и культуры чтения в обществе на базе общественного фонда «Ижод» будет создан Фонд поддержки духовности и творчества. В этой связи будет выделено 120 миллиардов сумов, которые пойдут на эффективное осуществление духовно-просветительской работы, развитие национальной литературы. Из этой суммы 90 миллиардов сумов будут направлены на развитие духовно-просветительской сферы в регионах, 20 миллиардов сумов – на поддержку деятельности Союза писателей, 10 миллиардов сумов – эффективную организацию духовно-просветительской работы в масштабе страны».

Выделяются огромные средства на «продвижения национальной идеи», которая заключается в целом комплексе положений. А ведь можно было давно сформулировать национальную идею. Коротко, понятно и ясно для всех. 

Автор предлагает: «Общее благо превыше личного».

Жить можно и без религии. – Без религии – можно, но без духовности – нет.                                               (Эрик-Эмманюэль Шмитт, французский писатель и драматург)

«Общее благо превыше личного». Это справедливо как для человека, так и для народа: каждый народ имеет своё предназначение, свой высший смысл, свою национальную идею. Это его суть, его природа, его натура.

Высший смысл нашего народа – в единении и коллективизме. Возьмём старую махаллю. Ведь это был социальный каркас нашего народа, основанный на единстве, взаимопомощи и понимании друг друга. Во всяком случае, так было раньше. 

Семья, соседи, махалля, дошкольные и школьные учреждения – это звенья, в которых закладываются зерна духовности и нравственности. Но соседи и махалля давно уже выпали из звеньев этой цепи; семья, детские сады и школы не очень озабочены воспитанием духовности детей. Наоборот, сейчас поощряется индивидуализм.

Важно отметить, что духовные ценности человека не могут быть вечными. Они находятся в прямой зависимости от условий жизни и меняются с учётом влияния обстоятельств. 

Веками складывающиеся общественные ценности представляют собой духовную практику всех поколений человеческого рода и содержат в себе универсальные потребности любого индивида, независимо от того, кем он является. Раса, национальность, религия, возраст — все это становится совсем не важным. 

Понятно, что общечеловеческие ценности возвышаются над индивидуальными, поэтому человек должен формировать свой внутренний мир с учётом этих рамок. Жизнь индивида переплетается с общественной жизнью и постепенно человек усваивает правила, сформированные временем и являющиеся частью нравственного фонда.

Проблемы духовности и нравственности существуют во всех странах. В некоторых странах сформировавшиеся принципы поведения и морали соблюдаются членами общества, в других – их только пытаются внедрить. 

Традиционно Дания, Норвегия и Швеция занимают первые строчки рейтингов в исследованиях об уровне счастья. Конечно, в этих странах высокий уровень жизни, но дело не только в этом: есть у скандинавов несколько общих правил, благодаря которым они не перестают радоваться жизни.

В странах Скандинавии существует так называемый закон Янте (дат., норв. Janteloven) — негласный свод правил, который не признает права на индивидуализм (помните «Общее благо превыше личного»). Именно законом Янте объясняют скандинавский склад ума, манеру поведения, нормы нравственности и духовности.

И хотя сами скандинавы периодически подшучивают над этим законом, но он действительно помогает создать необычайно дружное и сплочённое общество. Быть скромным, уважать окружающих вокруг людей, любить и беречь природу — это очень по-скандинавски и по-человечески.

Кроме того, эти правила предостерегают людей от заносчивости и хвастовства: здесь не принято напоказ гордиться своими заслугами, достижениями и тем более демонстрировать своё богатство.

В своей книге «Счастливы, как датчане» Малин Рюдаль делится рецептом счастья своего народа. Одним из важнейших секретов она считает умение формулировать реалистичные ожидания. 

Однако, это не означает перестать мечтать и ставить амбициозные цели. Но все-таки представьте, сколько раз вы расстраивались просто потому, что хотели чего-то большего и от себя, и от окружающих? К тому же чем меньше у нас завышенных ожиданий по отношению к друзьям и близким, тем больше шансов приятно удивиться в будущем.

Сравнение себя с другими людьми также не лучший путь к счастью и душевному равновесию. Жители северных стран приучили себя радоваться тому, что уже имеют. Скандинавы считают, что продуктивнее сравнивать себя с теми, кто имеет меньше, но в то же время они никогда не будут ставить себя выше других.

Проблемы с духовностью существуют, как ни странно, в Китае. Руководителей и учёных КНР беспокоят: 

1)   растущий эгоизм, отвергающий мысль об Отечестве, его интересах и интересах государства; 

2)   забота лишь о самом себе и наплевательское отношение к народу, к которому ты принадлежишь; 

3)   человеческая глупость и невежество людей, не желающих знать, не стремящихся к знанию; 

4)   желание потакать только своим низменным инстинктам, стремление к безделью и презрение, неприязнь к труду;

5)   стремление нанести вред, ущерб всем прочим людям, чтобы только ублажить самого себя;

6)   тяга к наживе, перед которой забывается справедливость, совесть, утрата чувства долга ради собственной выгоды;

7)   нарушение законов государства и отсутствие партийной дисциплины и самодисциплины;

8)   барское поведение, высокомерие, любовь к роскоши, стремление к разгулу, праздности и погоня за удовольствиями.

Это восемь главных пороков современного китайского общества. В весьма значительной степени они присущи также руководителям разных рангов, партийному и государственному чиновничеству. В результате обычные граждане в современной КНР говорят о чиновниках обычно «они», отделяя «их» от себя.

Не правда ли, до боли знакомая ситуация?

«Без соответствующего духовного и нравственного развития общество не познает настоящего вкуса экономического прогресса»                                                                                                                            (Вячеслав Моше Кантор, международный общественный деятель)

В марте 2006 года генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Ху Цзиньтао изложил «социалистический взгляд на то, что следует уважать и прославлять, и на то, что следует отвергать и считать позором». Он сформулировал восемь правил нравственного поведения, согласно которым определяются понятия славы или почёта и позора или стыда. Он произнёс речь на тему о том, чем следует гордиться, что следует считать для себя честью, и что следует рассматривать как позор.

В своей речи Ху Цзиньтао, заявив, что необходимо утверждать «социалистический взгляд на славу и позор», выдвинул восемь взаимосвязанных парных положений. Каждое построено согласно традиционной для китайского менталитета схеме, при которой «правильное» противопоставляется «неправильному», «добро» противопоставляется «злу»:

1)   Считать делом чести и доблести горячую любовь к Отечеству [дословно: стране предков – прим. авт.] Считать позором и постыдным делом нанесение вреда Отечеству, создание угрозы для Отечества.

2)   Считать делом чести и доблести служение народу. Считать позором и постыдным делом поступки, идущие вразрез с интересами народа.

3)   Считать делом чести и доблести стремление к науке. Считать позором и постыдным делом невежество и отсутствие знаний.

4)   Считать делом чести и доблести усердный труд. Считать позором и постыдным делом стремление к безделью и лени.

5)   Считать делом чести и доблести сплочение и взаимную помощь. Считать позором и постыдным делом нанесение ущерба другим ради своей выгоды, стремление поживиться за чужой счёт.

6)   Считать делом чести и доблести честность и верность слову. Считать позором и постыдным делом утрату чувства долга ради собственной выгоды.

7)   Считать делом чести и доблести соблюдение дисциплины и законов. Считать позором и постыдным делом нарушение законов и дисциплины.

8)   Считать делом чести и доблести упорную борьбу. Считать позором и постыдным делом барское поведение, стремление к роскоши, разгулу и праздности.

Выдвинутые им положения в Китае получили наименование «восьми правил чести и доблести». Ху Цзиньтао назвал такое отношение к нормам нравственности и духовности, к «вопросам чести и позора» — социалистическим подходом. В современном Китае высказывается мысль о том, что нынешний этап в развитии китайского общества представляет собой переходный этап, задачей которого является доразвитие государственного капитализма с целью создания необходимых условий для перехода к социализму.

Восемь положений – это фактически моральный кодекс от Ху Цзиньтао – современного руководителя КПК. В этом моральном кодексе речь идёт о выдвижении на первый план следующих понятий: Отечество, народ, наука, труд, сплочённость, честность, дисциплина и закон, упорство в борьбе.

Под Отечеством имеется в виду не просто и не только государство, а нация, то есть страна и весь народ, страна предков, то есть понятие, объединяющее всех китайцев по происхождению. 

Понятие народ в КНР связывается с единением всех проживающих на территории страны, а также с необходимостью того, что КПК должна перестать быть правящей силой и стать партией, обслуживающей народ. Осознать свою ответственность перед народом, обслуживать народ и его интересы и, благодаря этому, добиться сокращения или ликвидации того разрыва между народом и правящей партией, её функционерами, который сегодня существует.

Тот факт, что с осуждением «восьми пороков» и призывом соблюдать «восемь добродетелей» в 2006 году выступил первый руководитель партии и государства, свидетельствует о том, что в стране имеет место глубокий кризис морали, нравственности и духовности. Отсюда делается вывод о необходимости духовного и нравственного воспитания на каждом уровне общественной жизни.

Применительно к начальным и средним школам говорится о «необходимости усиления нравственного воспитания учителей и здорового роста учеников». При этом, в частности, говорят, что школьники младших классов – это «чистый лист бумаги». Поэтому учителей призывают не только давать знания, но с детства воспитывать детей в духе призывов Ху Цзиньтао.

В КНР также утверждают, что «в настоящее время материальные условия по сравнению с прошлым улучшились, и при этом, однако, проявились некоторые нехорошие тенденции; некоторые преподаватели гонятся только за собственной выгодой; некоторые студенты не имеют далёкой мечты и веры». Это означает, что такие явления среди преподавателей и в студенческой среде приобрели массовый характер. В этой связи подчёркивается, что на это «всей своей мощью направлен курс, выдвинутый Ху Цзиньтао». Считается, что этот курс «имеет громадный и важный реальный смысл для здорового развития дела образования применительно к вузам».

Особый акцент на нравственные и духовные нормы Ху Цзиньтао делается при воспитании будущих офицеров китайской армии. Конкретное воплощение этого курса во всех военных учебных заведениях объявлено «главным требованием к характеру армии» в КНР. 

По всей стране развернулась кампания пропаганды «морального кодекса» Ху Цзиньтао. На проходящих повсеместно собраниях подчёркивается, что речь идёт «о том, что сейчас находится у всех перед глазами, то есть о современной ситуации в стране, и о будущем». Это означает, что проблемы в настоящее время настолько велики, что к их решению можно приступать только при том условии, что удастся добиться нравственного и духовного оздоровления всего общества. 

«Подлинную духовность нельзя купить ни за миллионы, ни за миллиарды. Но люди, лишённые духовности ничего не стоят в обществе, даже если у них есть миллионы и миллиарды»                        (Гейдар Алиев, первый президент Азербайджана)

За годы реформ в КНР грань между «добром» и «злом», «правдой» и «ложью» оказалась смазана, в немалой степени и в связи с односторонней «ориентацией на деньги», на получение личной выгоды. Это произошло и как следствие осуществления известного призыва Дэн Сяопина «обогащаться наперегонки». 

То же самое произошло и в нашей стране. В докладе на собрании, посвящённом празднованию 26-летия независимости страны, президент Узбекистана заявил: «Если народ богат, то и государство будет богатым и мощным». 

В современном контексте лозунг может иметь самые разные смыслы. Российский учёный Наталья Глодных, описывая причины коррупции в России, отмечает невысокий уровень нравственного потенциала общества, которое использует лозунг «Обогащайтесь!» (по мнению Глодных, «любым способом») для оправдания взяточничества.

Жажда наживы приводит к преступлениям, расшатыванию духовных устоев общества и бездуховности. А бездуховность — это равнодушие, леность мысли, презрение к интеллекту, к глубокому чувству, это верование в то, во что лишь выгодно верить…

Первый президент страны акцент ставил на нравственность и духовность: «Бог ставит перед нами одну задачу – быть совестливыми, честно жить и честно трудиться», «Высокая духовность — непобедимая сила», «Сохранение духовности – это сохранение человечности, самого человека, прежде всего молодого поколения, нашего будущего», «Духовность — огромная сила, духовно очищающая, пробуждающая совесть и ведущая человека к внутреннему самосовершенствованию», «Духовный мир нашего народа богат и разнообразен. Всестороннее изучение такого редкого и бесценного богатства является почётной обязанностью и долгом всех граждан страны», «Воспитание духовно богатой личности и создание духовно развитого общества являются основной задачей национальной идеи», «Духовность – источник роста и могущества человека»…

Но стоит отметить – как и раньше, так и сейчас понятия национальной идеи и духовности размыты и расплывчаты. Это приводит к тому, что дети, молодёжь и взрослые формально относятся не только к применению в жизни моральных и духовных принципов, но и к их изучению. Вызубрив тему, учащийся на следующий день забывает её. Успешно изложив в курсовой работе тему духовности, студент не стремится использовать описанные положения в жизни.

У нас нет чёткого определения «что такое хорошо и что такое плохо»!

Это привело к тому, что границы между понятиями оказались размыты. Всё больше люди стремятся подражать духовности, играть в неё. Истинно духовных людей единицы. Наступает время псевдодуховности.

Современный человек подобен биороботу, который верой и правдой служит на фронте материальности и старается максимально насытить свои потребности, чтобы не выглядеть в обществе — таких же как он — белой вороной. Он готов подхватить любую новую идею, какой бы сомнительной она не была, и разносить её повсюду так, будто он сам это придумал. Ведь тогда на него обратят внимание; тогда он «докажет», что соответствует своему месту и положению; тогда он почувствует себя хоть сколько-нибудь причастным к этому миру и к тому, что в нём происходит.

Моральные и духовные ценности считаются обузой и помехой. Стирается грань между «добром и злом». Своровал – обогатился – не поймали. И человек воспринимается как успешный. Обманул партнёров – построил на эти деньги дом. И вновь человек считается предприимчивым. Берёт взятки – не попадается. Значит человек умеет жить. Чиновник развивает собственный бизнес. Одни восторженные отклики…

Люди, смотря на это, тоже начинают думать, как им получить деньги. Не заработать, а получить. Всех тройняшек начинают называть именами, связанными с президентом, и их родители получают в подарок автомобили; сочиняются оды чиновникам, и «поэты» также становятся обладателями машин; получив предоплату, предприниматели отправляют за границу гнилые овощи и фрукты; матери продают собственных детей… 

Поэтому вопрос о сочетании духовности и правильной реальной политики сегодня встаёт как никогда остро. Пора уже сформулировать чёткие и ясные правила морали, нравственности и духовности, которые были понятны всем – от ребёнка до пожилого человека, а главное – были понятны в соблюдении. 

В наше время слово «духовность» у многих вызывает резкую антипатию — слишком часто оно используется различными политическими деятелями и откровенными болтунами. Слишком часто о духовности говорят всуе, но редко разбираются в ней по существу. 

Между тем отрицать наличие духовного измерения так же нелепо, как отрицать реальность материи. Оно есть. Его мало. И становится ещё меньше. Что нужно, чтобы духовность не исчезла в современной жизни? 

Мы уже вспоминали Моральный кодекс строителя коммунизма, говорили о скандинавском законе Янте, обсуждали китайские «восемь правил чести и доблести». Необходимо разработать национальный кодекс духовности, состоящий из 8-10 коротких положений, который бы раскрывал чётко сформулированную национальную идею («Общее благо превыше личного»).

Без этого тяжело будет добиться не только исполнения, но и понимания норм духовности. Это приведёт к тому, что существующие нормы будут идти параллельно с жизнью и не пересекаться с ней.

Только при наличии понятного национального кодекса духовности человеку легче будет давать объективную оценку своей духовной жизни, руководствуясь совестью и согласием с самим собой. 

Вместо послесловия, или что говорят индейцы чероки

Старый индеец учит своего внука:

– В каждом из нас идёт борьба, – сказал он мальчику. – Это ужасный бой между двумя волками. Один – чёрный – олицетворяет гнев, зависть, лень, печаль, сожаление, жадность, высокомерие, жалость к себе, чувство вины, негодование, неполноценность, ложь, гордыню, превосходство и эго. Другой – белый – несёт радость, мир, любовь, надежду, спокойствие, смирение, доброту, доброжелательность, сопереживание, щедрость, истину, сострадание и веру. И оба волка постоянно борются внутри каждого из нас.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: 

– А какой волк в конце побеждает? 

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *