Перейти к содержимому

Кыргызстан. Камень преткновения – язык

Президент КР несколько раз, в самом начале своего нового положения, декларировал проблему сохранения русского языка. Как говорится: «Слава Богу!» А то в последнее время начальники поменьше начали, вслед за соседями, вынашивать идею репрессивного приобщения к киргизской письменной и устной речи инородцев. Как будто титульные нации в сопредельных странах досконально владеют родным языком. Те, кто выгуливается на пятачках, зная приблизительно 150 слов, плюясь на высоких тонах, обсуждает проходящих изящных, в мини дев. Это знание? Спроси их, что слышали о Сыдыкбекове – Баялинове, а теперь и об Айтматове, они на тебя уставятся, …как на новые ворота, но при этом будут в полный голос утверждать, что не знающим госязык не место на рабочих местах.

Для того, чтобы не профанировать, нужны разнообразные учебные пособия для разных групп наших многонациональных граждан. Причем, надо здесь учитывать своеобразие языка каждой из них. А потуги тех, кто далек от филологии, издание русско-киргизских разговорников прекратить, т.к. они не учитывают уровень владения этими языками. Принижают и оскорбляют носителей. Вместо помощи – вновь симуляция кипучей деятельности. 

Русский язык – своеобразный маршрутный лист по культуре. И здесь вновь те, кто сегодня вновь и вновь сокращает преподавание языка Толстого – Горького, без зазрения совести аплодируют высокому начальству. А исподтишка собираются отправить русский язык на задворки общения.

Это ассоциируется с многочисленными стендами, которые в далях называли «наглядная агитация» при СССР, в которые вбухиваются огромные средства. Их выставляют «по случаю» в фойе. Мимо идет народ, не обращая внимания. А в отчетах красиво отмечается их чрезвычайно важное назначение.

Понятно, что, чем больше языков человек знает, тем более он культурен. Здесь сразу рождается вопрос: «Для чего нужен в стране русский и киргизский языки?» Пока наблюдается всестороннее распространение…матерного, либо языка сквернословия… Вслед идут многочисленные отчетные языковые изыски. Чиновник вытесняет писателя. Вы задумывались, отчего с экрана телевизора и монитора компьютера уверенно звучит речь уголовного контингента. Понятно, что в недавнем прошлом, чуть ли не полстраны обреталось в лагерях, а другая половина их охраняла. Затем менялись местами. Отсюда, вам предлагают не садиться, а присаживаться. У вас узнают не как живете, а как поживаете. И т.д. А если те, кто «несет слово в массы», говорят, как ругаются, то мне, обывателю, сам Всевышний велел.

Мы делаем вид. Что понимаем Пушкина. Делаем вид, что чтение книг доставляет удовольствие.

Для чего необходим язык?! Когда мы решим, тогда и поймем, сколько его, полезного, нам надо. А пока звучит: «Мы вас заставим!!!» и отзыв: «Попробуйте!!!» По тем устаревшим языковым учебникам можно только сделать вид, а выучить нельзя. 

Смею утверждать, пока художественная литература не читается, она мертва.

Можно, конечно, вместо носового платка использовать рукав или скатерть, но лучше носовой платок.

Так и с языком, который всегда болезненно воспринимается в спорах на вечную тему: «А ты кто такой?!»

Те, кто побывал в мигрантах, возвратившись на свою малую землю, пытаются отношение к себе, испытанное в дальних далях, перенести на иные народы. Это мало эффективно, т.к. опустевшее культурное пространство – пустыня. И я чего-то не вижу пока нового местного праведника, решившего сорок лет выводить свой народ из образовательного рабства к свету и свободе. Площадная демократия не в счет.

Язык – болезненная тема, когда о нем, а не на нем говорят. Последнее – выход из положения.

…а вы говорите…

Вот так и живем…

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *