Перейти к содержимому

Что не так с Министерством образования Казахстана и его руководителем — Асхатом Аймагамбетовым?

Интервью Анар Каирбековой, экс-директора Департамента административной работы и государственных закупок Министерства образования и науки Казахстана.

— В Казахстане возбуждена серия уголовных дел в связи с коррупцией в Министерстве образования. Вы много выступали по этому поводу, упоминая министра Асхата Аймагамбетова. Почему Вы занялись этой темой?

 — Я профессиональный ревизор. В Министерство образования и науки меня приняли на должность директора департамента внутреннего аудита, моей обязанностью был внутренний финансовый контроль. В 2015 году я перешла на должность директора административного департамента, в состав которого входили пять подразделений, в том числе управление государственных закупок, где на меня были возложены обязанности управляющего в сфере организации закупок.

Решений по выбору поставщиков ни я, ни сотрудники управления не принимали, поскольку не являлись членами конкурсных комиссий по отбору поставщиков, мы лишь оформляли выданные конкурсной комиссией под председательством вице-министров решения.

В конце 2018 года руководство министерства внесло в мою должностную инструкцию директора департамента обязанности члена комиссий по закупкам.

Я была против. Чтобы разработать техническую характеристику для закупа услуг по разработке школьного учебника, наши специалисты должны были обладать знаниями в разработке методологии в сфере среднего образования, а также педагогическим образованием и опытом педагогической работы. Чтобы принять решение о закупке информсистемы для вузов, нужно быть квалифицированным специалистом в сфере IT-технологий.

При этом сами члены комиссий и даже вице-министры не обладали такими знаниями, технические спецификации писались ими наспех, поэтому и учебники получились некачественные, а информсистемы — нерабочими.

Став членом комиссий, начала тщательно изучать технические характеристики, запланированных Министерством для закупки научных и образовательных разработок, возвращала их на доработку, отклоняла поставщиков, которых «требовалось» пропустить.

На меня оказывали давление и не раз. С приходом Асхата Аймагамбетова в Министерстве образования стала применяться практика лоббирования интересов конкретных поставщиков, неквалифицированных в сферах образования и науки, подгонка техничес­ких спецификаций под конкретных подрядчиков, занижения министерством требований к поставщикам при заключении государственных договоров и контрактов.


Анар Каирбекова, экс-глава департамента Мирнистерства образования Казахстана

Причем количество фиктивных актов и заключенных крупных сделок, сведения о которых носят весьма сомнительный характер, умножилось в период введения карантинных ограничений в связи с пандемией короновируса.

Есть серьезные претензии к тому, как министр Аймагамбетов справился с организацией системы дистанционного образования во время второй волны коронавируса. Государство во время пандемии выделило 74 млрд тенге ($171,7 млн) на закупку ноутбуков, чтобы школьники могли продолжить обучение не рискуя здоровьем. В результате часть средств была расхищена.

Сейчас в Казахстане возбуждены уголовные дела, ведется расследование в отношении шести руководителей региональных управлений образований по фактам приобретения низкокачественных китайских ноутбуков по завышенным ценам для детей из малообеспеченных семей. Назначение этих руководителей согласовал непосредственно министр Аймагамбетов, а отдельных, я точно знаю, продвигал.

Еще в декабре 2020 года я неоднократно поднимала вопрос о необходимости проведения проверки расходования средств (74 млрд тенге), направленных Министерством образования на организацию дистанционного обучения. В своем заявлении от 4 декабря 2020 года, адресованного президенту Казахстана, просила рекомендовать правоохранительным органам провести расследование деятельности Аймагамбетова за провал в работе.

В феврале 2021 года Антикоррупционная служба Казахстана задержала сотрудников управления образования Алматинской области при получении взятки в особо крупном размере 37,6 млн тенге ($87 тысяч) за заключение договоров на поставку ноутбуков.

Механизм организации дистанционного образования в условиях пандемии путем приобретения ноутбуков для школьников был разработан и предложен руководству страны непосредственно Асхатом Аймагамбетовым. Необходимость выделения средств на закуп ноутбуков для детей из малообеспеченных семей была чуть ли не самой главной темой всех выступлений министра перед президентом, депутатами и общественностью.

Аймагамбетов приказом утвердил единую техническую спецификацию на закупаемые ноутбуки, которые оказались низкокачественными, а также инициировал внесение изменений в законодательство, разрешающее руководителям региональных управлений образования закупать ноутбуки без проведения конкурса. Министр определил объемы бюджетных ассигнований регионам на эти цели.

В итоге Министерство образования потратило 74 млрд тенге на закупку ноутбуков, завершившуюся хищениями и арестами в связи с завышенной стоимостью и недостачей ноутбуков.

Очевидно, что коррупционная составляющая зародилась в самом министерстве.


Асхат Аймагамбетов, министр образования Казахстана

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил министру Асхату Аймагамбетову обеспечить каждого ребенка всем необходимым для получения непрерывного дистанционного образования в период пандемии, выделил средства, однако в такой сложный для страны период у многих возросло желание заработать за счет бюджетных средств. Украли у детей нагло и бессовестно.

— Скандальная история с закупкой ноутбуков – единственный инцидент в деятельности нынешнего руководства Министерства образования Казахстана?

— Отнюдь. Деятельность министра Асхата Аймагамбетова связана еще с несколькими скандалами.

Есть скандал с сомнительным качеством диссертации главы ведомства, на который министр Асхат Аймагамбетов до настоящего времени не дал компетентного ответа и не направил судебный иск.

За 2019 — 2020 годы у двух высокопоставленных чиновников Министерства образования выявлены факты списанных диссертаций, эти недобросовестные люди руководят образовательным процессом.

Второй скандал касается коррупционных рисков при выборе министерством подрядчика для обучения учителей преподаванию химии, биологии и физики на английском языке.

— Вы называли министра Аймагамбетова иностранным агентом. Почему?

 — Аскхат Аймагамбетов прошел обучение в Московской школе политических исследований, которая, по сути, являлась организацией по подготовке агентов влияния.

Министр скрыл факт обучения в этой организации на деньги Сороса, скрыл контакты с членами оппозиции и представителями разведсообществ иностранных государств.

Московская школа политических исследований в 2014 году была включена в реестр иноагентов за иностранное финансирование, получаемое из частных западных фондов — имевших отношение к организации государственных переворотов.

  • Выпускники Школы участвовали в подготовках «цветных» революций и государственных переворотов в Грузии, в Украине, в Белоруссии и Кыргызстане.
  • В январе 2021 года власти России, по представлению Генеральной прокуратуры РФ внесли Московскую школу (в составе Ассоциации школ политических исследований при Совете Европы) в список нежелательных организаций, представляющих угрозу конституционному строю и безопасности России.
  • 18 января 2020 года по решению Генеральной прокуратуры РФ интернет-ресурсы Ассоциации школ политических исследований при Совете Европы внесены в реестр запрещенной информации на территории России.

В России посчитали, что в организации, где прошел обучение казахстанский министр образования, готовили агентов влияния, чью подрывную работу финансировали другие государства.

На прошедшей неделе я направила письменное заявление председателю Совета безопасности Казахстана с просьбой поручить Комитету национальной безопасности Казахстана начать расследование в отношении министра образования Асхата Аймагамбетова и проверить все подозрения в его отношении.

Я проинформировала президента Касыма-Жомарт Токаева и Совет безопасности о ставших мне известными фактах. А в остальном — пусть свою работу покажут те, кто работают в Комитете национальной безопасности, они за это заработную плату получают.

Думаю, в скором времени персоной Асхата Аймагамбетова заинтересуется и в ФСБ России.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *