Перейти к содержимому

Казахстан. Семипалатинский ядерный полигон превращается в хранилище радиоактивных отходов?

Земля Семея, выстраданная, вынесшая на себе сотни ядерных взрывов, видевшая страдания и слезы своих детей, медленно умирающих от разных болезней, и буквально восставшая из пепла в начале 90-х, после закрытия полигона… сегодня снова может оказаться в беде…

Всего с 1949 по 1989 годы на территории Семипалатинского ядерного полигона провели 456 ядерных испытания. Чтобы понять, каково это – представьте, что общая мощность всех взрывов была в 2500 раз сильнее мощности бомбы, сброшенной на Хиросиму!

Долгое время тема полигона была закрыта, говорили, что полигон никому не наносит ущерб, ведь в степи не живут люди… но сегодня мы знаем правду. По разным оценкам, в Казахстане от испытаний на полигоне пострадали свыше 1,3 миллиона человек!

Здесь и сейчас живут люди.

И это – не жители крупных городов (Семей или Курчатов), а жители маленьких сел. Их не десятки, не сотни, их тысячи человек. 

Село Саржал находится всего в 10 км от границы полигона. В этом поселке живут около 2 тысяч человек. Местные жители вспоминают, что, когда шли взрывы, их рассчитывали так, чтобы роза ветров обходила стороной большие города. А потому частенько после взрывов ветер с горы Дегелен приносил радиоактивные отходы в их поселок.

<<В течение 40 лет – каждый месяц взрывалось по бомбе», — вспоминает полигон Ыбырай Серикбай. «Ничего хорошего эти бомбы людям не принесли. Белокровие, рак, суициды среди молодежи, много детей-инвалидов и раннюю смертность… Полигон закрыт, но о нем мы будем ещё долго вспоминать. Его наследие мы будем ещё долго передавать из поколения в поколение».

За день до взрыва, как правило, местных жителей предупреждали. «В день взрыва, по радио объявляли о необходимости эвакуации. Учительница выводила нас из школы и мы с час ходили на улице, пока взрыв не проходил. Школа, дома – всё тряслось. Тогда мы, школьники, даже не догадывались о вреде, который они приносят», вспоминает другой житель Досым Алин.

Сегодня много говорят о радиофобии, якобы мы преувеличиваем вред полигона. Далеко не вся земля отравлена и непригодна. 

Да, это так. Есть участки с крайне повышенным радиоактивным фоном, где людям лучше не бывать, есть – более безопасные, куда возят туристов. Но факт остается фактом – земля полигона до сих пор несет на себе печать ядерного наследия.

Факт и то, что вплоть до 2006 года территория полигона никак не была обозначена на местности. А потому местное население использовало большую часть земель для выпаса скота. Так, по данным Министерства сельского хозяйства РК 2005 года, на территории бывшего ядерного полигона расположены около 60 крестьянских хозяйств и ещё 8 – занимаются растениеводством. 

Местные жители и туристы бывают купаются в озерах, коих здесь немало (образованных в ходе взрывов)… едят рыбу с Атомного озера.

И как-то все уже привыкли. 

Мы свыклись с тем, что здесь повсюду радиация. Свыклись, что одухотворенная великими учителями земля, стала ассоциироваться у нас с мировой ядерной гонкой и бесконечными испытаниями.  

Но можем ли мы свыкнуться с новым «статусом» полигона – кладбищем радиоактивных отходов?

То, что опасные радиационные остатки собирают и буквально хоронят в землю – это хорошо. Но как насчет радиоактивных отходов не только Семипалатинского полигона, но также Ульбинского металлургического завода, отходов реактора БМ-350 из Актау, атомной электростанции, если её построят в Казахстане? Одним словом – готовы ли мы видеть землю Семея местом захоронения всех отходов казахстанской ядерной энергетики? 

«Мы обеими руками против! Со своими детьми, со своими потомками – мы против! Если придут к нам в аул и спросят – все до единого мы будем против!», говорит местный житель Саржала Ыбырай Серикбай. 

И в его словах есть горькая правда. Радиоактивные отходы намерены собирать, помещать в контейнеры и отправлять на хранение, как минимум, 50 лет. А что после? Ведь полвека для ядерных отходов, как мы знаем, – это не срок.

Местные жители боятся, что на территорию Восточного Казахстана начнут собирать радиоактивные отходы не только со всего Казахстана, но и из других стран. Они уже не верят обещаниям и научным прогнозам. Жизнь научила их никому не верить. И в особенности словам «это безопасно». 

Кто-то потерял близких, кто-то стал инвалидом, кто-то больше не может иметь детей. И в большинстве случаев виной стал полигон. Не станут ли радиоактивные отходы – новой вехой в загрязнении этой многострадальной земли?

Жители Семея в большинстве своем тоже без особого воодушевления принимают новость, что у них под боком будет могильник с радиоактивными отходами, пусть и построенный по всем правилам. В социальных сетях разворачивается кампания против захоронения отходов на полигоне, сопровождаемая хэштегом #спаситеСемей.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *