Перейти к содержимому

Зачем Кыргызстану креативная экономика?

 Данияр Аманалиев о перспективах отрасли

В Кыргызстане предлагают создать Парк креативных индустрий, который даст особые условия для развития стартапов. Это может стать аналогом существующего Парка высоких технологий. Таким образом, в стране может появиться еще одна площадка, которая будет помогать развиваться бизнесменам, стартаперам и деятелям креативной сферы.

Под особыми условиями подразумеваются поправки в налоговый кодекс, а также закон о социальных взносах. При таких условиях, в Кыргызстане через пять-шесть лет будет хороший всплеск креативной экономики, уверен один из инициаторов идеи, создатель сети коворкингов Ololo Данияр Аманалиев.

В интервью Economist.kg он рассказал какие перспективы есть у Кыргызстана в развитии креативной экономики и что нужно делать для ее продвижения.

— Какие направления креативной экономики подходят Кыргызстану?

— Эталоном креативной экономики является Великобритания, они развивают архитектуру, промышленный дизайн, дизайн одежды, телерадиовещание, издательское дело, ремесленничество, IT, музыку, кино. Но мы не обязаны придерживаться только этих направлений, мы можем выработать свой список.

Например, туризм. И я — не про гостиничный бизнес или авиаперелеты. У нас есть такие туроператоры как Kettik или «Идем на пик». Почему такая деятельность должна облагаться большими налогами, если она приносит пользу своей стране и развивает внутренний туризм?

Гуляя по проспекту Эркиндик, можно увидеть много уличных музыкантов, есть художники, которые приносят мольберты и дают людям возможность рисовать. Это прекрасно.

— Насколько креативные профессии — прибыльные?

— Во всем мире в креативной экономике размещены огромные средства, поэтому в Великобритании государство начало активно поддерживать ее, когда в 2008-2010 годах во всем мире был кризис, креативная экономика продолжала расти на 20% в год.

Рассмотрим прибыльность креативной экономики на примере кофе. Когда вы пьете его в кофейне, мизерную часть стоимости вы оплачиваете, чтобы окупить работу людей, которые добывают кофейные зерна. А они совершают адский труд работая под палящим солнцем. Потом эти зерна отправляются на производство, человек, который обжаривает их зарабатывает больше, чем тот, кто собирал. Далее дело доходит до сервиса и тот, кто его предоставляет, зарабатывает больше промышленников и работников сельского хозяйства. Поэтому развитые страны занимаются сервисом.

Есть еще важная часть услуги или продукта — атмосфера. Если вы пьете кофе у Эйфелевой башни, вы готовы платить в пять раз больше. Создав хороший дизайн интерьера, найти бариста и т.д., можно продать услугу дороже.

Кыргызстану не нужно проходить весь путь эволюции — выращивать, производить и так далее. У нас большое количество выдающихся талантов, но они не чувствуют себя востребованным и уезжают.

— Какие примеры уже есть в Кыргызстане?

— Я думаю, что в Бишкеке довольно яркая креативная экономика, у нас проводят интересные мероприятия. Например, есть выставки Hangar media, фестиваль Kolfest, Tengri Music и так далее. Есть IT-компания Growave, которая стоит уже больше $10 млн, в ней работает больше 70 программистов, и у них больше 9 тысяч клиентов по всему миру. Есть стартапы Codify Lab и nbfit, которые получили инвестиции из оценки в $1 млн.

Креативная экономика как трава, которая все равно растет сквозь асфальт. И если государство перестанет быть асфальтом и начнет предоставлять льготные условия для развития креативных индустрий, мы быстро увидим результаты.

Мы встретились с премьер-министром по инициативе его команды и это говорит о том, что интерес уже есть. Президент Жапаров тоже в своих интервью говорит, что креативная экономика – одно из приоритетных секторов. Мы всегда говорили, что нужно развивать сельское хозяйство, гидроэнергетику, промышленность и туризм. Премьер-министр заинтересовался и предложил разработать законопроект, и сейчас в группе экспертов мы этим и занимаемся.

— Можно привести в пример креативной экономики Ololo?

— Мы создавали бизнес на 10 тысяч сомов, в то время было много дерзких мечт, но я и представить не мог, во что это все вырастит.

В пандемию мы выросли в два раза, сейчас строим в Бишкеке один из самых крупных коворкингов в Центральной Азии. Наши клиенты в основном работают на экспорт и мало зависят от событий в стране.

— Как запускается проекты в креативной экономике?

— Есть определенный шаблон, который называется «Бережливый стартап». На начальном этапе нужно запускаться с минимальными вложениями и только когда спрос будет больше предложения, вы можете начать привлекать большие инвестиции. То есть вы тестируете идею, получаете отзывы, дорабатываете свой проект.

Не нужно спрашивать у друзей отзывы о вашем продукте, спрашивайте только у тех, кто купил его за деньги. Эти люди потратились и у них были ожидания от вашего продукта, если они не оправдались, вам об этом скажут.

Для стартапа большие деньги опасны, вам сложно будет разглядеть свои ошибки. Даже Google, у которого сотни миллиарды долларов, используют модель «бережливого стартапа».

— Как отличить провальную идею от недоработанной?

— Если у вас нет повторных покупок, значит ваш продукт не так уж и востребован. Бывает так, что вас критикуют, но все равно покупают. Это значит, что вы даете людям то, чего нет на рынке. Вам нужно понять какую ценность вы можете дать клиенту и почему они покупают ваш продукт.

— Какие плюсы и минусы Кыргызстана?

— В первую очередь, минус Кыргызстана в несовершенном законодательстве. У инвесторов есть недоверие к силе закона и это имеет большое влияние на оценку стартапа. Часто наши компании регистрируются в других странах, например, Эстония, Сингапур, США, но вся разработка идет здесь.

Наше преимущество в том, что у нас низкая стоимость жизни. Если человек создает продукт, который продается на развитых рынках, но сам он живет в Кыргызстане, у него есть большое преимущество в виде более дешевых расходов.

У нас есть как минимум четыре компании, которые создают контент для мирового Youtube. Эти студии рассказывают, что те деньги, которые американцы тратят на производство одного ролика, они тратят на 10 роликов. Получается у них и шансов больше, ведь если ты создал 10 роликов, у тебя больше шансов успеха, чем у того, кто создал один.

Компании которые видят только минусы Кыргызстана не взлетят, а те, кто видит плюсы смогут использовать их в свою пользу.

Всегда будет какой-то процент провалов, например Hangar media два раза запускались и оба раза закрывались и это хорошо. Ребята тестируют идею и быстро закрываются, чтобы не терять все свои деньги. Настанет время, когда люди будут готовы платить больше денег, когда больше людей будут приходить на выставки. Эта команда сохранила оборудование и приобрела опыт. Может они с 10 раза стрельнут.

— Какие направления на данный момент посоветуете стартаперам?

— Это зависит от возраста, если это школьник я бы предложил ему поизучать тему того, какие профессии будут исчезать. В 2013 году университет Оксфорд сделал исследование, где выяснили что 57% профессий потеряют актуальность в течение 20 лет. Это все произойдет при нашей жизни. Очень много профессий начинают автоматизироваться даже в Бишкеке, например в 2000-е годы мы звонили в диспетчерскую, чтобы вызвать такси. Операторы больше не нужны, мы делаем это через приложение.

В супермаркетах мы платили через кассира, сейчас есть кассы, где можно самому просканировать товар и оплатить картой. В KFC можно через электронное табло сделать заказ. Раньше вся бухгалтерия велась в тетрадках, сейчас 1С позволил сильно сократить штат бухгалтеров в компаниях.

В будущем останутся три типа работы, куда будут входить:

  • Работа связанная с заботой: няни в детских садах, медсестры.
  • Креативная сфера
  • Сфера связанная с ловкостью пальцев, роботы еще не скоро обретут этот навык нейрохирург, сантехник.

Если говорить о стартапах, то важно понимать, что мы часто слышим об успешных проектах, но редко о тех, кто не взлетел, а это 97% всех начинаний. Ни в коем случае нельзя запускать стартап на последние деньги, закладывая дом. Есть большая вероятность, что вы прогорите. Мы начинали Ololo c 10 тысяч сомов и поэтому нам было не страшно пробовать что-то новое.

Мы были арт-студией, но стали коворкингом, нужно быть готовым к тому, что вас занесет в те сферы, о которых вы не думали.

В стартапе необходима позиция наблюдателя, очень важно вовремя поменять направление.

— Какие ошибки вы видите у местных стартаперов?

— Очень часто наблюдаю наивность, которая продиктована непониманием, что стартап — это риск. В Кыргызстане мы не можем ориентироваться на Кремниевую долину, нам нужно понимать и использовать свои преимущества.

Там есть большие компании, которые готовы покупать маленькие и многие стартапы для этого и запускаются, чтобы их купили. Также там есть инкубаторы, акселераторы, компании с большим венчурным капиталом, которые могут вкладываться в рисковые проекты.

Наши местные стартапы не понимают, что они находятся в какой-то щедрой среде, а не в кислотной. Если проект выжил здесь, то в другой стране он был бы в 10 раз крупнее.

Люди вдохновляются историями великих компаний, но нужно изучать стартапы, которые запускаются у нас, например, Codyfy, Nbfit, Growave, FitJab.

Токсичная наивность приводит к большим ошибкам. Не нужно быть высокомерным, многие умные люди пробовали до вас какие вещи, нужно изучать их опыт.

— Что запускать в Кыргызстане на данный момент?

Что мне нравится в Кыргызстане, здесь можно заниматься чем угодно, рынок пустой. Если усиленно что-то делать, то можно быстро стать лучшим.

Чтобы найти свою нишу, нужно понять, какого клиента ты хочешь. После этого определите, какие боли и нужды у этих людей и потом создавайте продукт.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *