Перейти к содержимому

Кыргызстан. Уроки истории. О кризисе

Многие политики незрелого сознания считают, что кризис на постсоветском пространстве уже давно миновал, хотя это далеко не так. Об этом свидетельствует не только статистика, но и общественные настроения. Чем отличается нынешняя ситуация от переломной, революционной периода перестройки? Ну, разве, что спокойнее стало на улицах, не так страшно, как в лихие 90-е гг. Но это не должно расслаблять элиту и народ.

Кризис нас еще не покидал. Революционная ситуация сохраняется.

Впереди очень много работы. Не на 2 года, и не на 10-15 лет, как говорит наш госсекретарь, выдавая, желаемое за действительное. Мы отстали от развитых стран не на несколько десяток и сотен лет, а на несколько цивилизаций.

Великая русская буржуазная революция затянулась почти на 200 лет, но так и не дала своему населению полной политической и экономической свободы, как английская, французская или американская. Позже России в ноябре 1918 г. буржуазная революция произошла только в Германии и Австро-Венгрии. Но до них теперь нам далеко.

У нас всегда находился «смиритель», который сворачивал достижения очередного этапа революции и снова возвращал страну в прошлое. Поэтому без России «нам век свободы не видать».

«Кризис» с древнегреческого языка это суд, решение; поворотный пункт — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.

Политический кризис это — политическая обстановка в стране, характеризующаяся резким недовольством народных масс политикой правительства. Оба научных определения говорят не в пользу тех, кто рано успокоился. Особенно обостряется ситуация в стране и мире в связи с особым ростом социальной несправедливости, изменением климата и экологии.

Чтобы выйти из кризиса, причем затянувшегося кризиса, нужна программа выхода из нее. В этом плане всем поучителен опыт США 20-30 гг. ХХ в. Программа выхода из кризиса Президента США Франклина Рузвельта «Новый курс», например, была продуктом мозгового штурма лучших университетских умов. Обратите внимание, университетских, академических, а не чиновничьих мозгов, ибо последние этого бы никогда сделать не сумели.

Страна падала быстро, а выходила из кризиса годами. Американский поезд катился в пропасть, а олигархи не хотели делиться. Амбиции мешали выйти из кризиса. Люди не знали, что делать? Страна была на грани гражданской войны.

Страшная безработица вела к деградации общества, семьи, человека. В этой связи появилась «программа общественных работ», ориентированная на всеобщую занятость и сооружение крупных и стратегических объектов. Небоскребы, мосты и прекрасные дороги, связавшие между собой все штаты, появились именно в это время.

Рузвельт сделал все, чтобы страна не стояла на месте. В годы великой депрессии Америка впервые повернулась к своим корням. В эти годы выросло особое поколение людей, которые поняли, что нельзя стоять на месте. Делать что-нибудь, но не стоять.

Кризис стал рассматриваться не просто как крах экономики, а болезнь нации. Рузвельт провел с простыми американцами по радио 30 «бесед у камина», где рассказал, что он делает и зачем, чем это обернется для страны, для каждого. Он просил их лишь потерпеть, ибо успех надо создавать. И получил широкую поддержку народа в его борьбе с мафией и олигархами, которые боролись с Рузвельтом и его «новым курсом». Кризис дал бесценные уроки. А Америка вышла из депрессии еще более сильной, чем была до нее.

Поэтому, чтобы не терять время понапрасну, предлагаю собрать форум ученых и экспертов, чтобы разработать Программу выхода Кыргызстана из кризиса, девизом которой стала бы идея коллективного выхода из кризиса. До сих пор этой идеи не было, каждый выживал, выходил из кризиса сам по себе, что породило масштабное, катастрофическое расслоение население на богатых и бедных, огромную пропасть между ними, в обществе, чреватую огромными социальными потрясениями.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *