Перейти к содержимому

Уроки истории. Об особенностях кыргызского парламентаризма — 3

Ученые считают, что благодаря великолепно налаженному парламентскому контролю в британском парламенте, капиталы королевства находились на строгом учете и не могли быть разворованы, как в Испании.

Читать Часть 1, Часть 2

Великобритания из отдаленной окраины Европы прорвалась в число мировых лидеров, стала «хозяйкой морей и океанов», самой большой в мире колониальной империей, сокрушив могущество Испанской империи, а затем наполеоновской Франции и всех остальных претендентов на мировую корону. А в Кыргызстане мы наблюдаем совершенно обратную картину.

В области контрольных функций следует констатировать, что контроль – это самая слабейшая сторона деятельности Жогорку Кенеша. Парламент до сих не может эффективно контролировать исполнение законов и деятельность исполнительной власти, не знает как это делать, боится контролировать, чтобы не нажить себе хлопот и врагов, отчего все правительства республики ведут неэффективную, неясную, тщательно не выверенную и не просчитанную политику, рассчитанную на успех.

В итоге мы видим крушение 32-х правительств КР за 30 лет ее независимости.

Огромный внешний долг в 5 млрд долларов США, аграрно-сырьевую экономику, невиданное падение морали, и широкомасштабную коррупцию, в которую вовлечено и желает быть участником практически все кыргызстанское общество и т.д. и т.п. В этой связи необходимо:

  • Начать планировать контроль за исполнением законов, тем самым помочь правительству выполнять свои функции. Правительство должно готовиться к контролю исполнения законов, устранять в ходе этого недоделки, дисциплинировать свою работу. Контроль не должен быть внезапным, летучим.
  • Обучать депутатов парламентскому контролю. В парламенте очень много видов контроля — выступления в прениях, запросы, пресс-конференции, дни правительства, отчеты госорганов, вопросы и ответы и т.д.
  • Признать парламентский контроль в качестве приоритета в деятельности Жогорку Кенеша.
  • Принять детальный закон о парламентском контроле и выработать эффективные меры ответственности за его нарушение.
  • Регулярно включать вопросы контроля в повестку дня заседаний Жогорку Кенеша, его комитетов и фракций.
  • Разработать, например, 10 критериев оценки по контролю за деятельностью правительства, исполнению бюджета, за деятельностью генеральной прокуратуры, счетной палаты, министерств и ведомств, органов МСУ и т.д.
  • Уточнить и упорядочить механизмы и процедуры связанные с парламентским контролем и др.

В этом случае парламент сможет выполнить предначертанную ей роль в политической системе, как ветви власти и баланса в системе сдержек и противовесов, что является важной основой при президентских формах правления.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *