Перейти к содержимому

Антимигрантские выступления в Подмосковье: причины и следствия

Народный сход в подмосковном поселке Бужаниново, собравшийся в ночь с 13 на 14 сентября после жестокого убийства двумя выходцами из Таджикистана местной пенсионерки, стал вторым по масштабам после беспорядков в Бирюлево массовым антимигрантским выступлением за последние восемь лет. Итогом тех беспорядков стал пересмотр миграционной политики, который, полагаем, своей цели так и не достиг.

Спусковым крючком к антимигрантским выступлениям жителей небольшого подмосковного поселка в Сергиево-Посадском районе стало убийство местной 67-летней жительницы, заявление о пропаже которой поступило в полицию от ее сына 12 сентября. На следующий день новость об убийстве опубликовали местные СМИ, которые сообщили также о задержании двух приезжих, которые являлись выходцами из Таджикистана и работали на дачах рядом с местом преступления.

Убийство вызвало возмущение местных жителей, которые собрались на митинг и попытались выломать дверь в общежитие, где проживали мигранты. Количество участников митинга, по данным «Коммерсанта», на пике достигало 1000 человек, а к ночи осталось около 300. В межэтнические столкновения, однако, митинг не перерос, и после обещания властей решить вопрос с расселением общежития его участники разошлись.

14 сентября губернатор Московской области А. Воробьев потребовал закрыть общежитие, которое в тот же день было расселено. При этом в ходе расследования дела Следственным комитетом выяснилось, что обвиняемые в убийстве проживали не в общежитии, а на частном дачном участке в двух километрах от Бужаниново и на предприятии «Экоокна», где трудились проживающие в общежитии мигранты, никогда не работали. Все это, однако, отнюдь не означает, что проживание мигрантов в общежитии проблем местному населению не создавало.

«Дело в том, что наш поселок в недавнем времени превратился в аул, — цитирует местный сайт «Копейка» письмо жительницы Бужаниново. — Руководство завода «Экоокна» выкупило здание администрации и сделало из здания общежитие для мигрантов. Они повсюду. В магазинах, маршрутках, на лавочках, детских площадках. Может быть, Вы подскажете, куда можно обратиться с жалобой от населения? Может, в Вашей компетенции исправить ситуацию в поселке? Жители не знают, как поступить… Куда обращаться…»

Трансляция митинга на странице журналиста местного издания «Альтернативная газета» Андрея Трофимова «ВКонтакте» набрала более 143 тыс. просмотров и более 1 тыс. комментариев, свидетельствовавших о крайне напряженной межэтнической ситуации. Такое количество просмотров для подмосковного поселка, где проживают 1,7 тыс. человек, свидетельствует, что большую часть аудитории составило отнюдь не местное население. Значит – и это очевидно, речь идет отнюдь не о частной проблеме.

В комментариях местные жители жаловались на чрезмерное количество мигрантов, в чем обвиняли разместившее в общежитии мигрантов предприятие «Экоокна», и крайне напряженную ситуацию с безопасностью. Кроме того, в комментариях проводились недвусмысленные параллели с беспорядками в другом подмосковном городке Хотьково. После убийства приезжими из Таджикистана в драке местного жителя Павла Капралова в 2010 г. едва не произошли этнические погромы, все предприятия предпочли быстро избавиться от трудовых мигрантов из среднеазиатских стран СНГ, а сами они в спешном порядке покинули город.

Повторимся: ничего странного в той миграционной ситуации, которая сложилась в Бужаниново, нет. Напряжение в межэтнических отношениях из-за массового притока среднеазиатских мигрантов в Подмосковье нарастало давно, и события десятилетней давности в Хотьково, расположенном в том же Сергиево-Посадском районе Московской области, лишнее тому подтверждение. Подмосковье занимает второе место среди регионов России по притоку трудовых мигрантов из государств СНГ, которые из-за более обширной территории и отсутствия хотя бы такого же контроля со стороны полиции, как в Москве, чувствуют себя в области гораздо «свободнее».

По данным Главного управления МВД РФ по вопросам миграции, за январь-июнь этого года в России было поставлено на миграционный учет 5204,6 тыс. мигрантов, из которых 1372,2 тыс. человек было зарегистрировано в Москве, 606 тыс. – в Подмосковье, и 566,4 тыс. – в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. То есть каждый восьмой-девятый трудовой мигрант, прибывший в РФ, работает именно в Московской области.

В одном Подмосковье на учет было поставлено мигрантов почти столько же, сколько во всем Северо-Западном федеральном округе (712,9 тыс.), в полтора раза больше, чем в Южном (404,3 тыс.) и Приволжском (481,3 тыс.), и почти в два раза больше, чем в Уральском (343,5 тыс.) и Дальневосточном (354,6 тыс.) федеральных округах. В Подмосковье один из самых высоких в России показателей отношения числа мигрантов к местному населению. В среднем по России один трудовой мигрант в первом полугодии этого года приходился на 28 местных жителей, что с учетом огромной территории и концентрации выходцев из южных стран СНГ в двух столичных мегаполисах и прилегающих к ним регионах не очень показательно.

Однако в Московской области один трудовой мигрант приходится на 12,7 чел., что в два с лишним раза выше, чем в среднем по России. Для сравнения: в Тульской области, следующей по этому показателю сразу за Московской, один мигрант приходится на 26 жителей, в Рязанской – на 31, в Тверской – на 33, Владимирской – на 38, Воронежской – на 54, Белгородской – на 59, а Ивановской и Курской – на 66 местных жителей.

Такое же, как в Подмосковье, соотношение числа мигрантов и местного населения наблюдается только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (данных о количестве регистраций мигрантов для каждого этих регионов в отдельности ГУ МВД по миграции не публикует), а более высокий показатель – только в Москве, где один мигрант приходится на 9,2 представителя местного населения.

Показательно, что именно Москва является лидером по количеству связанных с мигрантами инцидентов, включая участившиеся в последнее время массовые драки между представителями этнических диаспор.

Особняком стоят дальневосточные регионы с низкой численностью населения, где показатель количества мигрантов в расчете на местное население кое-где еще выше, чем в Москве. Так, в Амурской области, где строятся космодром «Восточный» и Амурский газоперерабатывающий завод, один мигрант приходится на 7 местных жителей, в Магаданской – на 9, а в Сахалинской – на 19. Именно на стройплощадке Амурского ГПЗ в июле 2020 г. произошли массовые беспорядки с участием выходцев из Средней Азии, кадры которых попали на телевидение.

Ситуация в Бужаниново является отражением той же статистической закономерности на локальном уровне. Размещение общежития для мигрантов в небольшом поселке, «дополненное» их проживанием в частных домах и на приусадебных участках, привело к резкому нарушению этнодемографического баланса в пользу выходцев из Средней Азии, за которыми нет должного контроля как со стороны полиции (участкового пункта милиции в поселке нет), так и диаспоральных, а также, по понятным причинам, – семейно-родственных или общинных структур. Точных данных по численности проживавших в поселке мигрантов нет.

По отзывам местных жителей, до митинга их было очень много. Судя по репортажу А. Трофимова «ВКонтакте», в одной комнате двухэтажного общежития могли проживать до 14 человек. Таких комнат в здании может быть полтора-два десятка, что означает, что в нем могли проживать две-три сотни мигрантов, не считая тех из них, кто проживал в частных домах. В итоге численность выходцев из Средней Азии в Бужаниново превысила 10% от местного населения – тот критический статистический барьер, о котором говорят социологи.

Несмотря на то, что из Бужаниново выходцы из Средней Азии были эвакуированы, погашен лишь локальный конфликт. Прогнозы развития миграционной ситуации и межэтнических отношений в России в целом неутешительны. Пределы столичного региона мигранты не покинули, а значит, связанные с миграцией проблемы никуда не делись.

Примечательно, что обострение миграционной ситуации России, которое наблюдается с весны прошлого года, происходит на фоне заметного сокращения числа мигрантов, которое по сравнению с первым полугодием 2019 г. уменьшилось на треть. Однако тех мигрантов, которые остались в России, оказалось вполне достаточно для того, чтобы межэтническая ситуация в местах их массовой концентрации оставалась напряженной.

Более того, планы Минстроя по массовому завозу в Россию выходцев из Узбекистана и Таджикистана «чартерными» поездами грозят положение еще более обострить. Поскольку заказчиками таких рейсов выступят конкретные компании, большинство их пассажиров будут прибывать на конкретные объекты и в населенные пункты, где также неизбежно произойдет резкое нарушение этнодемографического баланса.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *