Перейти к содержимому

Что может разогнать инфляцию и чем это грозит казахстанцам?

Хотя шансы на негативный сценарий невелики.

В целом по итогам 2021 года аналитики Всемирного Банка обещают казахстанской экономике рост. Хотя ранее многие независимые эксперты объясняли этот прогноз «эффектом низкой базы». То есть в 2020 году экономика сильно «просела», а выходить на прежние показатели легче, чем штурмовать новые.

При этом сохраняются риски ценового давления и роста инфляции. Об этом говорится в докладе Всемирного Банка об экономике Казахстана «Переломный момент кризиса COVID-19».

Банковский сектор чувствует себя неплохо

Эксперты отметили, что банкам удалось сохранить рентабельность, частично за счет продолжения потребительского кредитования и различных программ государственной поддержки бизнеса

В марте 2021 года банковский сектор получил положительную прибыль на активы в 2,5% и смог сохранить капитальные резервы.

Официально заявленные неработающие кредиты немного увеличились. При этом, как отмечают эксперты, реальный уровень может быть еще выше.

— Меры поддержки, такие как кредитные гарантии, моратории, льготные кредиты, помогли приостановить массовую неплатежеспособность компаний во время локдауна

Однако истинный размер неработающих кредитов может быть выше официальных данных из-за пробелов в нормативно-правовой среде, касающихся признания неработающих кредитов и резервирования для кредитных рисков. Уровень неработающих кредитов в банковской системе может вырасти еще больше после полного свертывания отказа от применения принудительных мер, — говорится в докладе.

Власти продолжают стимулирующий курс налогово-бюджетной политики, при этом в 1 квартале увеличились дефицит и отношение госдолга к ВВП. Предполагается, что в течение всего 2021 года этот курс сохранится.

— Бюджетный дефицит в первом квартале 2021 года отражает снижение доходов и в большей степени увеличение бюджетной поддержки домохозяйств и субъектов предпринимательства, испытывающих трудности в результате вспышки COVID-19, — отмечают авторы.

По сравнению с 1 кварталом 2020 года бюджетные доходы были меньше, в основном из-за снижения нефтяных доходов и поступлений НДС. Расходы же выросли до 24,1% ВВП (21,4% годом ранее). Большая часть расходов пришлась на социальную помощь. Отношение госдолга к ВВП повысилось до 26,2%, чему причинами стали:

  • увеличение дефицита,
  • снижение ВВП,
  • рост номинального долга на фоне снижения обменного курса.

Это увеличение также связано с освоением внешних займов, взятых для финансирования дефицита.

Правительство планирует «добрать» денег из Нацфонда

Правительство планирует выделить еще 3 млрд долларов США, или 1,7% ВВП, на пакет мер поддержки в 2021 году. Приоритетные сферы включают следующее:

  • поддержка медицинского персонала, работающего непосредственно с пациентами, и системы здравоохранения
  • поддержка МСБ, которые продолжают испытывать воздействие ограничительных мер
  • финансирование транспортных и инфраструктурных проектов
  • увеличение финансирования для программ переподготовки безработных и экономически неактивного населения и развития сельских территорий

Бюджетные расходы останутся без особых изменений, 23,6% ВВП по отношению к уровню расходов в 2020 году после разгара пандемии. Доходы, согласно прогнозу, увеличатся до 21,2% ВВП (20,5% в 2020 году).

— Стоимость новых бюджетных мер будет покрываться за счет трансфертов НФРК, поступающих доходов и увеличения внутреннего заимствования.

Правительство планирует получить еще 2 млрд долларов США (эквивалентно 1,1% ВВП) из Нацфонда (НФРК) в дополнение к 8,7 млрд  (4,9% ВВП), запланированным на 2021 год, которые включены в доходную часть государственного бюджета. В результате принятых налогово-бюджетных мер дефицит бюджета снизится до 3,4% с 4% годом ранее. Но ненефтяной дефицит останется высоким в 2021 году, намного выше устойчивого целевого значения, — утверждают эксперты ВБ.

Экономические перспективы и риски

Аналитики прогнозируют, что по итогам 2021 казахстанская экономика вырастет. Помогут в этом улучшение мирового экономического положения, рост внутреннего потребления и инвестиций в жилищное строительство, продолжающиеся фискальные меры поддержки. Кроме того, росту должны поспособствовать восстановление мирового спроса на нефть и успешная вакцинация казахстанцев. Реальный рост ВВП продолжится во второй половине 2021 года.

— Расходы частного потребления, которые упали в период действия локдауна в прошлом году, будут играть более заметную роль в поддержке экономического роста в 2021 году и в среднесрочной перспективе

Высвобождение неудовлетворенного спроса, восстановление доходов, возобновление деятельности предприятий сектора услуг, вероятно, будут поддерживать потребление домохозяйств. Рост внешнего спроса на сырьевые товары, как прогнозируется, приведет к увеличению экспорта. В 2021 году после решения ОПЕК+ страна начнет постепенно наращивать добычу и экспорт нефти, что поможет стимулировать инвестиции и экономический рост, — считают во Всемирном банке.

Рост спроса на жилье тоже может стимулировать инвестиции, учитывая возможность использовать для часть пенсионных накоплений.

Эксперты также ожидают снижения инфляции в 2021 году «по мере устранения сбоев в поставках и сокращения закупки продуктов про запас во время кризиса». Также этому должно поспособствовать снижение в 2021 году ставки налога на добавленную стоимость по услугам доставки и почты.

— Тем не менее ценовое давление может сохраниться. Стимулирующий курс фискальной политики со значительным предоставлением прямых кредитов, восстановление потребительского спроса и колебания курса валют могут вызвать новый рост инфляции, — отметили аналитики.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *