Перейти к содержимому

Почему студенты из Центральной Азии едут получать высшее образование в Россию?

«Россия не звучит как зарубежная страна» — почему иностранцы выбирают российские вузы?

Россия входит в топ-10 стран по количеству иностранных студентов. При этом почти половина из них приезжает в российские вузы всего из четырех центральноазиатских республик — Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Туркменистана. В новом дата-исследовании DOXA разбирается, почему абитуриенты из этих стран выбирают именно Россию для получения высшего образования.

Россия — один из мировых лидеров по числу иностранных студентов. В российские вузы приезжают учиться как из стран СНГ, так и из дальнего зарубежья — в десятку, помимо бывших советских республик, входят Китай и Египет. Но почти каждый второй студент, приехавший учиться в Россию — гражданин Казахстана, Узбекистана, Туркменистана или Таджикистана. Они составляют 47% от общего числа иностранных студентов.

За последние годы поток иностранных студентов из Центральной Азии только растет. Больше всего приезжает из Казахстана — почти каждый четвертый иностранный студент в России оттуда.

Что происходит с высшим образованием в Центральной Азии?

В 1990-х В Казахстане и Узбекистане сформировались авторитарные режимы Назарбаева и Каримова, в то время как Таджикистан пережил пять лет гражданской войны, а Туркменистан — формирование диктатуры и фактическое закрытие страны от внешнего мира. Поэтому изменения в Казахстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане проходили разными темпами — в том числе и в сфере образования.

Наиболее успешная реформа высшего образования прошла в Казахстане. Обучение в вузах сократилось до четырех лет, появились Единое национальное тестирование (ЕНТ) и кредитная система обучения — это создало благоприятные условия для присоединения к Болонскому процессу ◽️в 2010 году. Уже к 2016 году примерно каждый второй казахстанец обучался в вузе.

Но не во всех странах Центральной Азии попытки реформ увенчались успехом. Так, несмотря на попытки увеличить количество вузов и учебных мест в других республиках, охват высшим образованием остается крайне низким — около 13% в Таджикистане и 9% в Узбекистане.

В Туркменистане вмешательство властей в систему высшего образования и науки привело к ее деградации. Во время пожизненного президентства Сапармурата Ниязова запретили внедрение новых методов обучения и институты повышения квалификации. Получить высшее образование можно было, только отработав два года после школы, а время обучения в вузе сократилось до двух лет. По приказу Ниязова все иностранные дипломы признали недействительными. Большинство реформ были отменены после смерти Ниязова, но все равно имели долгосрочные последствия: только 8% граждан Туркменистана имеют высшее образование.

В Узбекистане за последние 20 лет количество абитуриентов выросло почти в 8 раз — с 214 тысяч до 1,7 миллиона, а количество мест в вузах увеличилось всего вдвое — с 50 до 104 тысяч. Еще ниже темпы появления новых мест, финансируемых за счет государства. В 2020 году количество бюджетных мест составило менее 7% числа закончивших школы учеников. Также на доступность образования сильно влияли правила подачи заявлений на поступление — до 2019 года его можно было подать только в один университет и на одно направление. После введения изменений абитуриенты могут пытаться поступать уже в три вуза, но только по одной специальности.

В итоге даже те абитуриенты, которым удается поступить на бюджетное место в Узбекистане, сталкиваются с новой проблемой. «Бюджетные места [в Узбекистане] больше похожи на целевое обучение в России. Ты учишься бесплатно, но по окончании вуза нужно отработать в госучреждении от 3 до 5 лет», — объясняет Владислав Шаповалов из Узбекистана, выпускник Казанского федерального университета.

Аналогичная ситуация с высоким конкурсом на бюджетные места сложилась и в Таджикистане. По последним данным Агентства по статистике, в Таджикистане только каждый десятый выпускник школы может поступить в высшее учебное заведение за счет государства. При этом почти 60% всех мест в университетах приходятся на вузы Душанбе, где живет только 9% населения страны.

Концентрация вузов в столицах создает дополнительные сложности для абитуриентов из регионов из-за отсутствия необходимого количества общежитий. Например, в Узбекистане университеты обеспечивают жильем только каждого седьмого студента.

В России у иностранных студентов есть возможность учиться за счет российского бюджета. Подавляющее большинство студентов из Таджикистана учатся в российских вузах бесплатно, как и более половины приехавших из Казахстана. При этом только каждый четвертый узбекистанец и каждый десятый туркменистанец получают такую возможность — в основном граждане из этих стран получают образование в России за свой счет.

****

ЕГЭ, квоты правительства и Россотрудничество. Как студенты из Центральной Азии поступают в российские вузы

Студенты из СНГ могут на общих основаниях сдать ЕГЭ и участвовать в конкурсе наравне с российскими гражданами. Но это сделать сложно, так как для сдачи экзамена необходимо приехать в Россию. Также задания рассчитаны только на российскую учебную программу и не адаптированы под школьников из других стран.

Другой путь — получение квоты правительства РФ. Абитуриенты из-за рубежа участвуют в отдельном конкурсе для иностранных граждан и, как правило, сдают всего два экзамена: русский язык и профильный предмет. В ряде вузов есть возможность перезачесть международные экзамены IELTS, TOEFL◽️, А-level◽️ и другие, а вступительные испытания университет подстраивает под школьные программы стран СНГ.

Еще одна возможность поступить в российский вуз предоставляется через Россотрудничество◽️. Программа осуществляется в рамках квоты правительства РФ, а обучение финансируется из средств федерального бюджета. Основными целями агентства называются «усиление гуманитарного влияния России в мире» и «содействие распространению за рубежом объективного представления о современной России». Приоритетное направление работы Россотрудничества — страны СНГ, а наибольшее количество заявок на поступление в российские вузы по программам агентства поступает именно из центральноазиатских стран.

Программа Россотрудничества рассчитана на привлечение максимально широкого круга иностранных студентов. Так, если в той или иной стране нет представительства Россотрудничества, то отбор может провести Посольство РФ, а подать заявку могут даже лица без гражданства. В 2021 году по программам ведомства в российские вузы поступило 18 тысяч иностранцев. Планируется, что в 2022 году количество квот увеличится до 23 тысяч. Самые большие квоты — для студентов из Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Туркменистана.

На СНГ и центральноазиатские страны ориентируются и сами российские вузы: «Узбекистан и Казахстан — основные для нас рынки, мы активно на них работаем: продвигаем университет, запускаем конкурсы и олимпиады», — рассказывает директор по привлечению иностранных студентов ВШЭ Александр Деев. — Если ребенок поступает из российского региона, он в любом случае знает Вышку, потому что выбирает в первую очередь среди российских вузов. А если речь идет о ребенке за рубежом, то он находится на мировом рынке образования. Здесь необходимо заниматься точечной работой по продвижению университета».

По словам Деева, при составлении вступительных испытаний ВШЭ адаптирует задания к школьным программам тех стран, из которых идет наибольший поток абитуриентов: «Экзамен для всех иностранцев один и тот же, потому что в большинстве случаев в этих странах все равно опираются на российскую модель образования, но при этом, конечно, есть и свои особенности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *