Перейти к содержимому

Новые возможности для взаимодействия государств Центральной Азии

Владимир Парамонов (Узбекистан):какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии (ЦА) и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?

Жумабек Сарабеков (Казахстан), главный эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого президента Республики Казахстан: необходимо более тесное сотрудничество и партнерство государств ЦА для эффективного решения общих проблем. Однако, при этом важно учитывать вызовы и наиболее "узкие места" на пути сотрудничества.

Прежде всего, проблема в том, что внешние силы могут создавать препятствия для кооперации и интеграции в ЦА, а ведь государства региона находятся под сильным влиянием этих внешних сил. Учитывая, что никто из крупных игроков не заинтересован в едином регионе, высока вероятность того, что внешние силы попытаются не позволить развиваться интеграционным процессам.

Другой блок проблем связан с нерешенностью водно-энергетической  проблемы. Да, новое руководство Узбекистана инициирует процесс урегулирования данной проблемы. Так Ташкент меняет свою позицию в отношении строительства в Таджикистане Рогунской ГЭС, а также пересматривает свой подход к вопросу строительства в Кыргызстане Камбаратинской ГЭС. Все это создает новый фундамент по вопросам управления водными и энергетическими ресурсами ЦА, приближает заключение соответствующих договоренностей.

Однако компромисс, который может быть достигнут в ближайшее время, явно недостаточен. Дело в том, что водно-энергетическая проблема будет усугубляться экологическими проблемами (таянием ледников и ухудшением качества воды), а также  ростом численности населения региона. А решений этих "сопутствующих" проблем ни у кого нет.

Еще одной проблемой является то, что странам ЦА не удалось создать крепкую базу доверительных отношений между собой. Это подтверждается слабостью или даже честнее сказать — отсутствием институтов многостороннего партнерства в регионе. Узко-национальные интересы и недоверие на уровне политических элит сдерживают полноценное сотрудничество в сфере противодействия общим вызовам и угрозам.

В.Парамонов: как, на Ваш взгляд, можно наиболее эффективно решать данные проблемы?

Ж.Сарабеков: да, возможности для решения вышеуказанных проблем существуют. Одна из таких возможностей связана с расширением деятельности казахстанского капитала на соседних рынках.

Ключевой интерес для Казахстана здесь представляют открывающиеся ниши на узбекском рынке. В частности, хорошие шансы на расширение имеют коммерческие банки, а так же логистические компании Казахстана. Еще одной важной целью казахстанской инвестиционной активности  в регионе может стать туризм: особенно курортные зоны на территории Кыргызстана и Узбекистана. Наконец, привлекательным для казахстанско-узбекских инвестиций является горнодобывающая промышленность стран ЦА.

Кроме того, новые возможности для взаимодействия государств ЦА в транспортной сфере открываются также в контексте китайской инициативы "Один пояс, один путь", в рамках которой каждая страна региона планирует наращивать инвестиции в транспортную инфраструктуру.

Подводя итог, следует отметить, что степень готовности государств ЦА к региональному сотрудничеству сильно разнится в зависимости от страны. И несмотря на видимое "потепление атмосферы" в регионе, государства ЦА  пока явно не готовы форсировать решение имеющихся проблем в многостороннем формате.

Поэтому, на мой взгляд, основой для регионального сотрудничества должна стать интеграция "снизу", а не "сверху". В частности, важным  драйвером кооперации может выступить трансграничное взаимодействие между предпринимателями государств ЦА. Более того, уверен, важно реализовать имеющийся потенциал гуманитарных связей между странами региона.

В.Парамонов: спасибо за Ваши оценки. Мне представляется, что как минимум один из затронутых Вами вопросов нуждается в более глубоком и широком обсуждении. В первую очередь говорю о китайской инициативе "Один пояс, один путь". На мой взгляд, влияние данной инициативы на  ЦА, а также в целом характер политики Китая в регионе следовало бы выделить в отдельное направление дискуссии. 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *