Перейти к содержимому

Почему дороги в Кыргызстане не становятся лучше от ремонта

В мае 2019 года в Бишкеке была запущена реализация второй фазы проекта «Развитие улично-дорожной сети Бишкека», начавшего работу благодаря соглашению между правительствами Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики о рамках сотрудничества в реализации проектов двусторонней технико-экономической помощи от 2015 года. Проект, реализуемый на средства китайского гранта, казалось бы, всем хорош – обустраиваются  тротуары и бордюры, устанавливают освещение, обновляют ирригационные сети и дорожное полотно с учетом расширения старых трасс и прокладки новых…

Однако у населения столицы КР, которое ходит пешком, ездит на авто и общественном транспорте и катает детские коляски по улицам, вошедшим в список подлежащих реабилитации и реконструкции в первой его фазе, масса негативных замечаний к качеству работ. Начиная от низкого качества асфальта, который уже кое-где приказал долго жить, и заканчивая качеством арычных лотков, а так же наличием блестящего отсутствия ирригационных систем, превращающих новые тротуары в полноводные реки во время дождей, которых в этом году в Бишкеке особенно много.

Насколько же себя оправдывают новые дороги Бишкека, возводимые китайскими подрядчиками, и новые дороги Кыргызстана в целом? И почему одни дороги реконструируются постоянно, а на других нет даже гравийного покрытия, хотя в реконструкцию и развитие их ежегодно отчисляют миллионы бюджетных, кредитных и грантовых средств? На эти вопросы  News-Asia ответил  эксперт, экс-замминистра Министерства транспорта и коммуникаций КР  Улан Уезбаев.

«Если мы ничего не будем делать – это неправильно. Мы и так отстаем от соседних стран, даже в Бишкеке. В столице Кыргызстана не такая большая протяженность километров дорог: главное –нет системы анализа их качества. Спасибо соседнему государству, что предоставило грант, помощь для Бишкека, первая фаза практически реализована. Но многие дороги до сих пор не могут принять – они построены некачественно.

Я был в Китае,  видел, как китайские компании строят дороги для своих граждан, и вижу, как они строят их здесь. Образно говоря,  у них «Порш», у нас «Жигули». Качество хромает – его контроля нет, нет специалистов, которые бы им занимались. В Минтрансе есть еще какой-то контроль. Но в остальных случаях…Я никого не хочу судить, но в мэрии Бишкека за этим не следят тоже. Хотя дороги – часть муниципальной собственности.

Муниципальное  наблюдение за реализацией строительства дорог и контролем их качества не ведется. Проверяющие приходят только тогда, когда асфальт уже уложен, так качество проверить невозможно! Мы должны проверять качество дороги с самого начала – как только земли коснулся первый ковш экскаватора и начали укладывать основание асфальта, от которого многое зависит.

Если оно плохое – дорога проживет год-два и начнет разрушаться. Мы видим только результат – что внутри асфальтового покрытия, что под ним спрятано, мы не знаем. Специалисты, которые могли бы этим заняться, есть – их не привлекают. Вот и проблема:  Китай строит дороги  по гранту  и сама же китайская компания и контролирует ведение работ! Это неправильно.

Получается ситуация – нам дают подарок в красивой коробке, но мы не знаем что внутри и какого качества. Но чтобы получить качественный подарок, мы должны знать, что готовится в подарок, чтобы содержимое этой красивой коробки было качественным! Кроме того, мы требуем гарантию от подрядчика строительства или реконструкции дорог на год, а надо – на срок не менее пяти лет. Это должно быть закреплено строго – дорога – «ребенок» подрядчика, за которым он должен следить до его самостоятельности.

А у нас в Кыргызстане проходит год, подрядчик уходит, дорога остается и разрушается, и все начинают обвинять государство. И это не только в Бишкеке, но и в регионах, на уровне айыл окмоту. Но там дороги еще как-то держатся, потому что нет такого потока автотранспорта – в Бишкеке такая дорога не выдержит и полугода. Были случаи, что дороги буквально «таяли» после выпадения снега или дождя», –  констатирует эксперт.

Следствием этой недальновидной политики, которую еще не поздно поменять,  и является тот факт, что где-то в республике ремонтные работы ведутся постоянно, а где-то технику для дорожных работ и нормальное дорожное покрытие видели последний раз еще во времена СССР. Если когда-либо видели вообще. Плана параллельного обеспечения асфальтом не только оживленных магистралей и спальных районов, но и частного сектора, похоже, нет и в муниципалитете Бишкека.

«Нет в муниципалитете и плана того, где в первую очередь надо строить дороги. Город расширяется, кроме того, даже в центре города в частном секторе есть улицы, где до сих пор нет асфальта! Когда ко мне приезжали гости из других стран и это видели, они спрашивали : «О, вы это раскопали, чтобы сделать ремонт канализации?» Я отвечал им, что на этом месте никогда не было асфальта. И они были поражены – как это возможно? Нет не только асфальта, но и гравийных дорог? Нужно подходить к строительству дорог в Бишкеке параллельно – обеспечивая асфальтом и населенный частный сектор, и дороги. А мы проводим реконструкцию и только», – заключил Уезбаев.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *