Кыргызско-казахский транзит. Почему возникают проблемы

На кыргызстанском контрольно-пропускном пункте «Актилек – Автодорожный» (с казахстанской стороны – «Карасу» Жамбылской области) последние несколько дней из-за таможенного досмотра простаивают более 200 большегрузных автомобилей.

С 19 марта на кыргызско-казахской границе казахская сторона усилила контроль в отношении транспорта с товарами народного потребления. При этом каждый автомобиль тщательно досматривают, в связи с чем время пересечения границы значительно выросло.

Премьер-министр Кыргызстана 6 апреля на заседании правительства сообщил, что ситуация на границе разрешится в течение ближайших нескольких дней. Он сказал, что уже три раза разговаривал с казахскими властями и смог договорится.

Если же ситуация не
разрешится, то Кыргызстан начнет отстаивать свои права, заявил глава
правительства Кыргызстана.

Kaktakto решил разобраться с чем связаны проблемы кыргызского-казахского транзита.

Борьба с контрабандой

О проблемах с провозом контрабандных товаров из Китая через казахско-кыргызскую границу говорят уже давно. Еще в 2017 года тогдашний премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев заявлял, что незаконный провоз товаров из Китая наносит «огромный ущерб» Евразийскому экономическому союзу.

Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан: борьба с коррупцией или за власть?

На этой неделе министерство финансов Казахстана распространило пресс-релиз, в котором заявило, что досмотр на границе производится «на предмет выявления запрещенных товаров».

По данным
ведомства, с 27 марта текущего года как минимум у девяти большегрузов,
перевозящих товары китайского и турецкого производства, выявлено «недостоверное
указание сведений в товаросопроводительных документах». Еще 40 фур, по данным
ведомства, добровольно вернулись на территорию Кыргызстана для корректировки
документов.

При этом в отношении товаров кыргызского производства, говорится в сообщении казахстанского Минфина, проводится «визуальный осмотр и нарушений не наблюдается».

Те 140 автомобилей, которые стоят на границе, находятся там из-за нежелания перевозчиков проходить досмотр, заявила казахстанская сторона.

В свою очередь, кыргызская сторона говорит о том, что у перевозчиков проверяют наличие международных товарно-транспортных накладных, обычных товарно-транспортных накладных, счет-фактуры, техпаспорт на автомобиль и талон о прохождении границы.

Это, по мнению кыргызских властей, очень похоже на скрытый таможенный контроль.

Первые ласточкиФото: Kaktus.media

Первое ухудшение казахско-кыргызского транзита было еще в октябре 2017 года.  Катализатором кризиса стало выступление Алмазбека Атамбаева. На вручении государственных наград он рассказал о навязываемых Кыргызстану казахской властью руководителях.

В ответ на это Казахстан ужесточил процедуру прохождения таможенного контроля для большегрузного транспорта из Кыргызстана.

Речь Атамбаева: политологи о последствиях скандальных высказываний президента

Экономическая блокада держалась почти два месяца. Не помогли
ни переговоры премьер-министра, ни обращения в Евразийскую
экономическую комиссию (ЕЭК). Решить проблему смогла лишь личная встреча
президентов Сооронбая Жээнбекова и Нурсултана Назарбаева.

Сколько пунктов пропуска на казахско-кыргызской границе

На границе Кыргызстана и Казахстана действует четыре международных и
столько же двусторонних пунктов пропуска. Ежедневно через них границу
пересекают почти 30 тысяч человек.

Крупнейшим пунктом пропуска является «Ак-Жол» недалеко от Бишкека, через который ежедневно проходят около 12 тысяч человек и 500–600 единиц транспорта.

5:0 в пользу экономической политики Казахстана: почему высказывания Атамбаева являются предвыборным пиаром?

Источник: kaktakto.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *