На кыргызстанском контрольно-пропускном пункте «Актилек – Автодорожный» (с казахстанской стороны – «Карасу» Жамбылской области) последние несколько дней из-за таможенного досмотра простаивают более 200 большегрузных автомобилей.
С 19 марта на кыргызско-казахской границе казахская сторона усилила контроль в отношении транспорта с товарами народного потребления. При этом каждый автомобиль тщательно досматривают, в связи с чем время пересечения границы значительно выросло.
Премьер-министр Кыргызстана 6 апреля на заседании правительства сообщил, что ситуация на границе разрешится в течение ближайших нескольких дней. Он сказал, что уже три раза разговаривал с казахскими властями и смог договорится.
Если же ситуация не
разрешится, то Кыргызстан начнет отстаивать свои права, заявил глава
правительства Кыргызстана.
Kaktakto решил разобраться с чем связаны проблемы кыргызского-казахского транзита.
Борьба с контрабандой
О проблемах с провозом контрабандных товаров из Китая через казахско-кыргызскую границу говорят уже давно. Еще в 2017 года тогдашний премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев заявлял, что незаконный провоз товаров из Китая наносит «огромный ущерб» Евразийскому экономическому союзу.
Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан: борьба с коррупцией или за власть?
На этой неделе министерство финансов Казахстана распространило пресс-релиз, в котором заявило, что досмотр на границе производится «на предмет выявления запрещенных товаров».
По данным
ведомства, с 27 марта текущего года как минимум у девяти большегрузов,
перевозящих товары китайского и турецкого производства, выявлено «недостоверное
указание сведений в товаросопроводительных документах». Еще 40 фур, по данным
ведомства, добровольно вернулись на территорию Кыргызстана для корректировки
документов.
При этом в отношении товаров кыргызского производства, говорится в сообщении казахстанского Минфина, проводится «визуальный осмотр и нарушений не наблюдается».
Те 140 автомобилей, которые стоят на границе, находятся там из-за нежелания перевозчиков проходить досмотр, заявила казахстанская сторона.
В свою очередь, кыргызская сторона говорит о том, что у перевозчиков проверяют наличие международных товарно-транспортных накладных, обычных товарно-транспортных накладных, счет-фактуры, техпаспорт на автомобиль и талон о прохождении границы.
Это, по мнению кыргызских властей, очень похоже на скрытый таможенный контроль.
Первые ласточкиФото: Kaktus.media
Первое ухудшение казахско-кыргызского транзита было еще в октябре 2017 года. Катализатором кризиса стало выступление Алмазбека Атамбаева. На вручении государственных наград он рассказал о навязываемых Кыргызстану казахской властью руководителях.
В ответ на это Казахстан ужесточил процедуру прохождения таможенного контроля для большегрузного транспорта из Кыргызстана.
Речь Атамбаева: политологи о последствиях скандальных высказываний президента
Экономическая блокада держалась почти два месяца. Не помогли
ни переговоры премьер-министра, ни обращения в Евразийскую
экономическую комиссию (ЕЭК). Решить проблему смогла лишь личная встреча
президентов Сооронбая Жээнбекова и Нурсултана Назарбаева.
Сколько пунктов пропуска на казахско-кыргызской границе
На границе Кыргызстана и Казахстана действует четыре международных и
столько же двусторонних пунктов пропуска. Ежедневно через них границу
пересекают почти 30 тысяч человек.
Крупнейшим пунктом пропуска является «Ак-Жол» недалеко от Бишкека, через который ежедневно проходят около 12 тысяч человек и 500–600 единиц транспорта.
5:0 в пользу экономической политики Казахстана: почему высказывания Атамбаева являются предвыборным пиаром?
Источник: kaktakto.com