Перейти к содержимому

Зарплаты растут, прибыль падает – исследование ЦИПЭ

Как на казахстанских предприятиях обстоит ситуация со стоимостью труда (то есть заработных плат работников и руководителей и их вознаграждений) в сравнении с той прибылью, которую они генерируют. Этим вопросом, немаловажным для экономического развития страны, в своем очередном исследовании задались аналитики Центра исследований прикладной экономики (ЦИПЭ). 

Особый интерес для исследователей представляли именно компании с государственным участием. Ведь по мере увеличения «присутствия» государства в экономике Казахстана (через доли участия в предприятиях) нарастает актуальность вопроса эффективности его деятельности с точки зрения затрачиваемых ресурсов и получаемых результатов.

В качестве источников статистической информации о заработных платах работников казахстанских компаний и результатах их деятельности были использованы официальные сайты Депозитария финансовой отчетности для организаций публичного интереса и Реестра государственного имущества. В общей сложности были отобраны 132 компании с организационной правовой формой в виде акционерного общества, в том числе 90 компаний с участием государства.

Целевыми показателями, на основе которых строился анализ эффективности затрат на труд в сопоставлении с результатами деятельности предприятий, выступили среднемесячная заработная плата одного работника компании, производительность труда, заработная плата и вознаграждения руководителям компании и другое.

Сначала ученые проанализировали заработные платы и результаты деятельности на предприятиях в Казахстане за период 2015-2017 годы. Как выяснилось, в целом тренд уровня доходов предприятий был отрицательным — он снизился на 1% в 2016 году и на 1% в 2017 году. Показатель чистой прибыли рос в 2016 году в сравнении с 2015 годом, где он был отрицательным, и в 2017 году снова имел отрицательное значение, то есть в среднем предприятия в 2017 году были убыточны.

Вместе с тем показатель средней заработной платы в 2016 году в сравнении с 2015 годом повысился на 34%, и в 2017 году еще на 6%. Получается, что рост заработной платы в анализируемых предприятиях все это время в значительной степени опережал динамику выручки и чистой прибыли компаний.

Динамику производительности труда и заработной платы эксперты также рассмотрели по категориям субъектов предпринимательской деятельности: малого, среднего и крупного предпринимательства. Но мы решили не утомлять читателя обилием цифр, а сразу перейти к основным выводам исследования.

Итак, как показал анализ, рост зарплат все это время был выше роста показателей доходов и чистой прибыли. Вместе с тем темп роста производительности труда превышал темп роста заработной платы только по предприятиям среднего бизнеса. И это все в целом является негативным сигналом, указывающим на низкую эффективность деятельности предприятий.

«Систематическое увеличение заработной платы – это вполне закономерное и объяснимое явление. Однако нарушено важнейшее условие эффективности деятельности предприятия, позволяющее обеспечивать снижение себестоимости, увеличивать рентабельность и эффективность производства, — рост производительности труда должен опережать рост заработной платы. По сути, единственным источником роста зарплат должно быть именно повышение производительности труда.

А если учесть, что больше половины проанализированных предприятий получают государственную помощь, субсидии и многие являются монополистами, то даже при наличии государственной помощи они неэффективны», — констатируют аналитики ЦИПЭ.

Более того, повышение средней заработной платы без улучшения таких показателей как доходы и чистая прибыль предприятия, на их взгляд, является близорукой политикой со стороны руководителей и неизбежно приведет к финансовым трудностям на предприятии. Поэтому первоочередной задачей для исполнительного органа предприятия, по мнению экспертов, должно стать выведение предприятия на стабильную, как минимум в краткосрочной перспективе, безубыточность.

В этой связи важно, чтобы на предприятиях совершенствование организации труда и заработной платы строилось на основе действующей тарифной системы, анализа необходимости ее изменения, внедрения прогрессивных форм оплаты труда, повышения качества нормирования труда, усиления связи доплат и надбавок с конкретными достижениями в труде.

«Важно, чтобы и регуляторные органы, заинтересованные в соблюдении норм, исследователи, потребители, и другие предприятия следили за развитием событий не только в системе оплаты труда, но и ее взаимосвязью с эффективностью производства, оценивали влияние производительности труда на финансовое положение предприятия, равно как и на экономику и общество в целом. Это может способствовать снижению неравенства доступа к финансовым ресурсам», — резюмировали они.

Вторая часть исследования ЦИПЭ была посвящена вознаграждениям, выплаченным руководству (членам исполнительных органов) казахстанских предприятий за 2017 год. Однако у экспертов возникло немало вопросов к тому, что начисления каких-либо сумм вознаграждений, не говоря уже о значительных его объемах, руководству компаний не имеют объективной привязки к выполнению показателей эффективности деятельности предприятия.

Так, в 2017 году членам исполнительных органов проанализированных 132 казахстанских компаний были выплачены зарплаты и вознаграждения на общую сумму 5 930,6 млн.тенге. При этом общая сумма доходов за данный период составила 2 156 894,6 млн.тенге, чистая прибыль была равна 19 099,2 млн.тенге. Иначе говоря, в среднем на долю вознаграждения (включая заработную плату) исполнительным органам предприятий было направлено 0,3% от суммы всех доходов, или 31% от чистой прибыли.

Так, на долю крупных предприятий (в общем количестве анализируемых предприятий они составили 42%) пришлось 66% от всей суммы выплаченных вознаграждений, или 3 928 854 тыс.тенге. При этом на долю предприятий с государственным участием приходится 79% от суммы вознаграждений, или 3 121 036 тыс. тенге, в том числе было выплачено 528 611 тыс. тенге на предприятиях, получивших по итогам деятельности за 2017 год убыток.

Размер вознаграждения (включая заработную плату), полученного членами исполнительных органов составил в среднем 21 378 тыс. тенге за год. Доля вознаграждений, выплаченных исполнительным органам, составила 0,2% от общих доходов предприятий и 44,3% от суммы чистой прибыли.

«Таким образом, по итогам проведения представленного анализа было выявлено, что на предприятиях реального сектора экономики Казахстана, включая компании с госучастием, в последние годы наблюдается слабый по сравнению с ростом заработных плат рост производительности труда. Также наблюдается несоизмеримое с ростом средней заработной платы на одного работника замедление прироста прибыли предприятий, а местами и наличие существенных убытков.

Вместе с тем результаты исследования показали, что исполнительные органы предприятий в Казахстане, в том числе госкомпаний, получают существенные объемы сумм заработных плат и вознаграждений, на долю которых приходится значительная часть дохода и прибыли предприятий. При этом имеются случаи, когда членам исполнительных органов компании выплачивались годовые вознаграждения, несмотря на убыточность предприятия», — резюмировали эксперты ЦИПЭ.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *