Перейти к содержимому

Почему сельчане рвутся в большие города, объяснили эксперты

В мире доля городского населения уже превышает половину – 55% жителей живут в городах.

Сельское население продолжает перетекать в города — это характерно не только для Казахстана, но и для всего мира. Большие города дают массу новых возможностей, но они же таят и большие проблемы. В мегаполисах заметнее социальное расслоение, зато эти же города дают несколько лишних лет жизни.

Об этом говорили эксперты на прошедшем накануне круглом столе «Роль мегаполисов в интеграционных процессах на евразийском пространстве».

Абсолютным лидером роста в Центральной Азии стал Нур-Султан

Эдуард Полетаев, руководитель общественного фонда «Мир Евразии», отметил, что процесс урбанизации (в мировом понимании) в Казахстане идет уже давно. Развивают центры экономического роста: Нур-Султан, Алматы, Шымкент и Актобе должны стать городами-хабами национального уровня. Причем первые три уже получили статус миллионников.

Мировая урбанистика считает крупные города и агломерации более эффективными и перспективными в экономическом плане. Сейчас в городах все больше скапливается человеческий потенциал, а в сельской местности все острее ощущается недостаток кадров

— Большой интерес представляет опыт тех городов Евразии, которые решают проблемы перспективного развития мегаполиса. Партнерство между городами носит взаимовыгодный характер. В общем и целом оно способствует формированию общего экономического пространства, а значит, продвигает весь ЕАЭС по пути интеграции, — сказал Полетаев.

Рост крупных городов продолжится как в мире, так и в Центральной Азии. При этом список постоянно меняется.

— К 2025 году треть крупнейших городов мира, которых сейчас порядка 600, выйдет из списка и заменится новыми, в основном китайскими. Население крупных городов Центральной Азии также растет достаточно быстро. Абсолютным лидером роста (более чем в 3 раза) стал Нур-Султан.

В Алматы уже больше людей, чем в Брюсселе или Милане, — заявил Полетаев.

На Алматы приходится треть потребительских расходов в республике

Артем Данков, директор Института Конфуция Томского государственного университета, остановился подробнее на центральноазиатских трендах.

За 30 лет с момента распада Советского Союза население Центральной Азии выросло на 40%

Хотя рост проходил неравномерно. Темпы крупных городов значительно выше, чем у остальных населенных пунктов. В последних население увеличилось более чем в полтора раза. А именно в крупных городах — в 2-4 раза.

При этом до 40% экономического роста в Центральной Азии приходится именно на крупные города. Еще 40% — на экспорто-ориентированные сырьевые регионы, а оставшиеся 20% – вся остальная территория.

— Мы находимся на переломном этапе. В Центральной Азии численность городского населения максимально приближается к 50 процентам, — считает Данков.

В мире доля городского населения уже превышает половину – 55% жителей живут в городах. Доля городов-миллионеров в общегородском населении Казахстана уже почти 40%.

Статистики прогнозируют, что в ближайшие 7-10 лет она приблизится к половине

На крупные города приходится от 30% до 50% потребления в своих странах.

— В июне я посмотрел статистику: Алматы даже при населении в 1 млн 800 тыс. осуществляет 30% потребительских расходов

По данным 2018 года, в Ташкенте при 8% от общего населения Узбекистана сконцентрировано 27% потребительских расходов. Статистика Туркменистана говорит, что на 2016 год 52% потребительских расходов приходятся на Ашхабад. Учитывая, что население столицы — это 20% жителей страны, — заявил Данков.

Даже продолжительность жизни в мегаполисах выше.

В крупных городах есть и свои проблемы.

— Социальные проблемы – бедность, стихийная застройка, нагрузка на инфраструктуру и гипертрофированное экономическое и политическое значение – все концентрируется в одной-двух точках. За исключением Казахстана, где существует три крупных города, — сказал Данков.

Есть еще целый список проблем, характерных для всех развивающихся городов (но прежде всего в Азии).

— Это инфраструктура, транспорт, жилье, электро-, теплоэнергия, водоснабжение, канализация и пр., а также социальные структуры: школы, больницы, дороги, экология. Вода, деградация почвы, проблема мусора — тоже очень важные моменты, — считает эксперт.

Но наряду с этим большие города — это еще и большие возможности. Например, предоставление новых стандартов качества жизни.

ВВП на душу населения, покупательская способность в Алматы находятся на уровне Москвы. Хотя Данков считает, что в этом случае статистика лукавит. Например, фирма зарегистрирована в Алматы, фактически работает в других регионах, но налоги платит, опять-таки, в Алматы.

По статистике, продолжительность жизни в Алматы на три года выше, чем в среднем по Казахстану. А если брать некоторые регионы с не очень хорошей экологической ситуацией, разница составляет 6 лет.

— Сам факт, что вы проживаете в крупном мегаполисе, дает вам несколько лишних лет жизни. В современном мире это дорогого стоит, — заявил Данков.

Расслоение продолжает расти

Вместе с тем в крупных городах более очевиден разрыв между относительно благополучными и неблагополучными семьями.

По статистике, доля неблагополучных (люди не имеют жилья, постоянного источника дохода, низкий доход на члена семьи) относительно благополучных (имеют собственное жилье, но низкий доход) в Нур-Султане почти 50% процентов. В южной столице немногим меньше — 45% населения.

— При том, что есть люди в Алматы, которые заводят тигров, как домашних животных, потому что могут себе это позволить, — сказал Данков.

Эксперт также привел данные о доле арендного жилья. Цифры он взял не из официальной статистики, а из результатов исследования, проведенного одним из крупных агентств по недвижимости.

Доля арендного жилья:

  • Нур-Султан – 43%,
  • Алматы – 34%,
  • Шымкент – 25%.

— Фактически в крупных городах от 30 до 40 процентов жителей арендуют жилье, не являются собственниками, и не могут его приобрести, — сказал он.

Кроме того, массовое строительство инфраструктуры сопровождается неравенством доступа к ней.

— Если мы говорим, что крупные города разрастаются, возникает проблема транспортной доступности. Жители отдаленных районов зачастую не могут попасть в центр города или воспользоваться объектами той инфраструктуры только потому что до них далеко ехать, — добавил он.

Данков отметил очень важную тенденцию, которая одновременно является и возможностью, и вызовом: крупные города «молодеют». Вероятно, и не крупные тоже. Доля жителей младше 35 лет в Нур-Султане – 60%, в Алматы – 

Продолжение следует

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *