Перейти к содержимому

Китай. Мрачное тоталитарное будущее наступило? Что скрывается за технологиями распознавания лиц

Megvii, китайский стартап по распознаванию лиц, подал заявку на IPO. Большая часть доходов компании поступает от подразделения, продающего системы наблюдения и безопасности. Об этой компании и высокотехнологичном бизнесе по продаже технологий по распознаванию лиц по всему миру рассказывается в материале Wired.

Посторонним вход во многие государственные жилые здания Пекина – запрещен. По данным государственного информационного агентства Синьхуа, для предотвращения незаконной передачи в субаренду многие из зданий имеют системы распознавания лиц, которые разрешают вход только жителям и определенным сотрудникам службы доставки. Все 59 городских площадок госжилья должны установить эту технологию к концу года.

Стартап по искусственному интеллекту Megvii выходит на первичное публичное предложение (IPO) в Гонконге и в свое заявке включил, что имеет аналогичный договор о государственной жилищной безопасности в неуказанном китайском городе. Китайская компания, наиболее известная по технологиям распознавания лиц, считает, что подобные контракты с правительством, которые в том числе могут “успешно” бороться с практикой неразрешенной субаренды госжилья, привлекут потенциальных инвесторов.

Заявка Megvii показывает масштаб амбиций Китая в области искусственного интеллекта, также их возможный эффект на использование технологий наблюдения, таких как распознавание лиц, во всем мире. Megvii находится в компании четырех китайских стартапов, специализирующихся на распознавании лиц, с капитализацией в более 1 миллиарда долларов, что делает их “единорогами”, согласно терминологии Силиконовой долины.

Теперь эти компании планируют расширение за рубежом, с помощью государства. «Эти компании выиграли от того, что правительство Китая сделало лидерство в сфере искусственного интеллекта национальным приоритетом», – говорит Ребекка Фаннин, автор предстоящей книги «Tech Titans of China (Технические титаны Китая)» и двух предыдущих книг о технологиях Поднебесной. Правительство поддержало эти компании, заключая с ними контракты и выделяя государственные и частные фонды, говорит она. «Теперь вы начинаете видеть, как эти компании выходят на мировой уровень».

Freedom House, некоммерческая организация, поддерживаемая правительством США, в октябре прошлого года предупредила в своем докладе, что китайские операции по наблюдению за гражданами “экспортируют” отношение этой страны к частной жизни и могут побудить другие компании и правительства начать собирать и предоставлять конфиденциальные данные. В докладе утверждается, что компании и продукты, созданные для обслуживания государственных учреждений, игнорирующие неприкосновенность частной жизни, вряд ли станут надежными защитниками прав человека в других областях и ​​могут быть принуждены к обслуживанию интересов правительства Китая.

В заявке фондовой биржи Megvii указывается, что компания привлекла более 1,3 миллиарда долларов, в основном от китайских инвестиционных фондов и компаний, включая гиганта электронной коммерции Alibaba. Один из государственных венчурных фондов Китая также имеет долю и место в совете стартапа. Другими спонсорами являются базирующаяся в США венчурная фирма GGV и государственные инвестиционные фонды Абу-Даби и Кувейта.

По данным CB Insights, компания была оценена в 4 миллиарда долларов в начале этого года. Reuters считает, что публичный листинг соберет не менее 500 миллионов долларов, но эта цифра взята из заявки компании. Конкурент компании – китайская SenseTime оценивается согласно CB Insights в 4,5 миллиарда долларов и также планирует расширяться за рубежом, сообщает Ребекка Фаннин.

Спрос на системы компьютерного наблюдения Megvii быстро растет. В 2018 году компания сообщила о выручке в размере 1,4 миллиарда юаней (200 млн долларов), что больше в четыре раза, чем годом ранее. Убытки составили 3,4 млрд юаней (469 млн долларов). Ее подразделение «City IoT», которое обеспечивает системы наблюдения и безопасности, такие как контроль доступа к государственному жилью, приносит почти 3/4 дохода и имеет клиентов в более чем 15 «странах и территориях» за пределами Китая.

Это подразделение также предлагает программное обеспечение, которое может выявлять нарушения правил дорожного движения или изменять потоки трафика, попадающие на видео. Согласно Megvii, в первые шесть месяцев этого года 4,9 процента ее доходов приходилось за пределы Китая, по сравнению с 2,7 процента за весь прошлый год. Теперь компания планирует создать совместные предприятия или офисы в Японии, Сингапуре, Таиланде и на Ближнем Востоке.

Megvii была основана в 2011 году китайским студентом Инь Ци и двумя его друзьями из элитного пекинского университета Цинхуа. Название компании – это сокращение «мега видения» или грубый перевод ее китайского названия, 旷 视. Их предприятие оказалось весьма своевременным, чтобы удовлетворить всплеск интереса к искусственному интеллекту, вызванный появлением в 2012 году технологии под названием “deep learning/глубокое обучение“, которая разработала программное обеспечение, умеющее намного точнее интерпретировать изображения.

С тех пор Megvii и конкурирующие “единороги” искусственного интеллекта (ИИ) SenseTime, CloudWalk и Yitu сделали распознавание лиц обычным делом в Китае, где полиция сканирует общественные места для поиска подозреваемых, а граждане оплачивают покупки в магазинах и налоги своими лицами. В последнее время китайские стартапы, наряду с некоторыми компаниями из России, доминируют в рейтинге точности распознавания лиц Национального института стандартов и технологий США.

Один из первых успехов Megvii пришелся на 2015 год, когда Ant Financial, филиал Alibaba, использовал эту технологию для запуска функции под названием Smile to Pay. В настоящее время Megvii обеспечивает распознавание лиц для проектов государственного надзора в Китае и аутентификацию для банков и производителей смартфонов, в том числе Oppo, которая, по данным Counterpoint Research, является пятым по величине производителем телефонов в мире по объемам поставок.

Исследователи Megvii регулярно побеждают в академических конкурсах на алгоритмы компьютерного зрения и побеждают конкурентов из Google и Microsoft. Распознавание лиц – это технология, благодаря которой Megvii известна в мире и дольше всех предлагает безопасность и наблюдение на базе AI, что является основным бизнесом компании. У стартапа также имеется группа робототехники и он рекламирует алгоритмы, которые могут удалить прыщи и изменить форму вашего тела в селфи.

Китайская полиция использует распознавание лиц, чтобы опознать нужных людей в большой толпе. Она также пользуется устройствами в стиле Google Glass, которые позволяют полицейскому сканировать лицо любого, на кого он смотрит. Эта технология является частью аппарата интенсивной безопасности, созданного для наблюдения за северо-западным районом Китая Синьцзян, где, согласно оценкам, один миллион уйгурских мусульман были помещены в лагеря для интернированных.

В апреле New York Times сообщила, что Megvii, SenseTime и CloudWalk помогли создать программное обеспечение для наблюдения, которое ищет уйгурские лица. PR-компания Megvii в ответ заявила, что не разрабатывает и не настраивает свои продукты для этнических групп.

В заявке фондовой биржи Megvii упоминается об использовании ее технологий полицией, но Синьцзян или алгоритмы, которые пытаются обнаружить этническую принадлежность, не упоминаются. Также заявка упоминает и положительные примеры своего изобретения. В одном из них описан случай от 2018 года, когда полиция в северном Китае использовала технологию Megvii, чтобы опознать пожилого человека, который забыл своё имя и адрес, и смогла проводить его до дома. В заявке также упоминается технология Megvii, запатентованная для идентификации собак по отпечаткам носа, используемая пекинскими властями для управления отловом животных.

Власти США вряд ли будут заключать контракты с Megvii, несмотря на то, что у стартапа есть исследовательская лаборатория в пригороде Сиэтла, где находится Microsoft. Агентства США традиционно избегают технологий безопасности из стран, которые не являются близкими союзниками Америки. В заявке Megvii содержится раздел о рисках, среди которых потенциальный негативный эффект от введения тарифов администрации Трампа в отношении Китая или побочный эффект из-за конфликта в отношении телекоммуникационной компании Huawei.

Но компания имеет доступ к другим странам Азии, Южной Америки, Ближнего Востока и Африки. Все они стали важными рынками для китайских технологических компаний, включая Hikvision, крупнейшего в мире поставщика камер видеонаблюдения. Технология наблюдения Megvii уже доступна в Таиланде, и ее конкуренты также начинают добиваться успеха за пределами Китая. Yitu обеспечивает полицию Малайзии технологией распознаванием лиц, а CloudWalk выиграла контракт на создание национальной системы распознавания лиц для Зимбабве в рамках китайской программы «Пояса и пути».

Заявка Megvii выделяет значительное место заверениям потенциальных инвесторов, что она привержена принципам надлежащего использования ИИ. Это включает в себя кодекс этического поведения ИИ компании и пункт в контрактах с клиентами, запрещающий использование технологии для нарушения прав человека. Megvii также имеет комитет по этике ИИ, подотчетный совету директоров, включая некоторых внешних директоров.

Один из перечисленных внешних членов совета директоров, Эммануэль Лагарриг, директор по инновациям французской компании Schneider Electric, описывает комитет как «незавершенную работу». Он говорит, что его членство еще не утверждено, но Megvii заслуживает похвалы за создание группы. «Это показывает готовность компании проявлять инициативу и прозрачность в отношении того, как она хочет работать и как ее технологии используются», – говорит Лагарриг.

Джеффри Динг, который изучает развитие китайского искусственного интеллекта в Оксфордском институте будущего человечества, говорит, что на бумаге этическая структура Megvii выглядит сильнее, чем у некоторых крупных американских компаний. Google и Microsoft опубликовали заявления о принципах ИИ, но их соблюдение проверяет только внутренний аудит.

Тем не менее, китайские компании не имеют полной свободы. «Экономика обеспечивает относительно свободный рынок, но партия и государство могут потенциально полностью контролировать любую компанию в любое время», – говорит Динг. «Этические обязательства китайских компаний имеют немного меньший вес».

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *