Сегодня
В Монголии установили памятник летчику-истребителю, Герою СССР
В аймаке Дорнод открыли памятник участнику войны на Халхин-Голе, "сталинскому соколу" Сергею Грицевецу.
Реклама
9 сентября в сомоне Хэрлэн, аймака Дорнод состоялась церемония открытия памятника Герою СССР, участнику войны на Халхин-Голе, летчику С.И.Грицевецу. Памятник был построен при поддержке администрации города Чойбалсан, Посольства Республики Беларусь в Монголии и установлен перед зданием 2-ой школы сомона Хэрлэн, которая носит его имя. В церемонии открытия приняли участие Чрезвычайный и Полномоченный посол Республики Беларусь в Монголии С.В.Чепурной, глава аймака Дорнод П.Мунхтур и внук героя- летчика С.И.Грицевеца С.В.Архангельский.
Во время церемония открытия внук героя-летчика С.В.Архангелский сказал “Я первый раз в Монголии и очень рад, что монголы до сих пор не забыли героический подвиг моего дедушки и гордятся им”.
Герой Советского Союза капитан Сергей Иванович Грицевец был самый результативный "сталинский сокол" предвоенного периода и настоящий неформальный лидер прибывшей в Монголию группы советских асов. За время пребывания в Испании Грицевец совершил 88 боевых вылетов, провел 42 воздушных боя, сбил 7 вражеских самолетов лично. (По неподтвержденным данным, ему за все время боев в Китае и Испании приписывают 30 личных побед и 7 — в группе).
Сергей Грицевец
Вспоминает Герой Советского Союза генерал-майор авиации Борис Смирнов: "Грицевец сумел сплотить нашу … группу из опытных бойцов (старшие лейтенанты, капитаны и майоры летали в ней в качестве рядовых летчиков). И хотя каждый из них мог быть ведущим, никаких недоразумений не возникало. Всех объединяла боевая дружба. Грицевец всем нам очень нравился. Предельно откровенный, всегда с открытой душой, он умел поддержать и подбодрить любого человека в трудную для него минуту. Когда Николай Герасимов брал в руки баян, Грицевец любил ему подпевать. Отличительной чертой его характера была смелость, сочетавшаяся с мгновенной находчивостью".
26 июня 1939 года примерно в 15.20 в районе озера Буир-Нур появилась группа японских самолетов. Навстречу взлетели двадцать семь И-16 и тринадцать И-15бис из 70го истребительного авиационного полка во главе с командиром полка майором Вячеславом Михайловичем Забалуевым. Летчики любили своего "батю". Это был опытный пилот, прошедший все ступени служебной лестницы — от младшего летчика до командира полка. Еще в 1936 году за успешное освоение новой техники Забалуев был награжден редким в то время орденом Красной Звезды.
Над северным берегом озера они встретили 17 японских истребителей Ки-27. Японцы развернулись и, не приняв боя, ушли в направлении Ганчжура. Это был хорошо продуманный тактический маневр: первой группе отводилась роль живой приманки. Советские истребители, обладавшие более чем двукратным численным перевесом, на эту приманку клюнули и без тени сомнения бросились в погоню.
Но над Ганчжуром их встретили еще более 40 японских машин. Самолет командира полка был подбит. Майор Забалуев совершил вынужденную посадку на маньчжурской территории, у дороги из Ганьчжура в Обо-Сумэ. К самолету устремилась неприятельская кавалерия. И тогда капитан Грицевец принял единственно возможное решение, чтобы спасти своего боевого друга и командира.
Рискуя попасть в плен или бесславно погибнуть, он посадил свой И-16 рядом с подбитой машиной Забалуева. "Ишачок" был одноместным истребителем, второму уместиться в тесной кабине пилота — немыслимо. Но невысокий и, к счастью, худощавый Забалуев, сняв командирский ремень с гимнастерки, ухитрился втиснуться между бронеспинкой истребителя и левым бортом.
слева Сергей Грицевец, справа Вячеслав Забалуев
Счет шел на секунды. Лейтенант Петр Полоз, прикрывавший сверху друзей, отсек пулеметными очередями японскую кавалерию. И Грицевец взлетел!
Моральный эффект беспримерного подвига был огромен. С этого дня господство в воздухе медленно, но верно стало переходить к советским летчикам.
Капитан Грицевец получил звание майора и за время боев на Халхин-Голе стал самым результативным советским летчиком-истребителем, одержавшим 12 официально подтвержденных воздушных побед. За свой беспримерный подвиг первым в стране был удостоен звания дважды Героя Советского Союза. Но так и не успел получить свои Золотые Звезды.
16 сентября 1939 года он трагически погиб в авиационной катастрофе на аэродроме Болбасово Оршанского района Витебской области.
Источник: asiarussia.ru