Перейти к содержимому

Казахстан. Почему россияне знают о нас меньше, чем мы о них? — эксперты

В этом виноваты и мы сами.

Российские присутствие в Казахстане на порядок превосходит наше в России. И речь идет не столько о бизнесе и политике, сколько об инфополе в целом. Среди инструментов — кино, литература, эстрада и тому подобное.

Однако речь не идет о сокращении российского присутствия, вместо этого нужно увеличивать свое, расширять культурно-гуманитарные связи. И не только с этим государством. Однако сегодня сил для этого прикладывается явно недостаточно.

Об этом говорили эксперты на круглом столе «Восприятие образов Казахстана и России в контексте межкультурного взаимодействия».

Россия своему образу уделяет больше внимания

Эдуард Полетаев, руководитель ОФ «Мир Евразии», заявил, что благосостояние стран зависит во многом от развития отношений друг с другом. А отношения эти напрямую зависят от образа (другими словами, имиджа) государства.

— Те из них, кто осознал важность формирования своего позитивного образа вовне, уделяют сегодня этому особое внимание. Если страна не в состоянии формировать представление о своей культуре в умах мировой аудитории, она сталкивается с проблемой подтверждения своей идентичности, — сказал политолог.

Взаимоотношения России и Казахстана традиционно уважительны и благожелательны с обеих сторон. Однако уровень знаний друг о друге различается.

Представления россиян о Казахстане большей частью нейтральны, причем преобладают в них географические и культурно-исторические образы.

А вот образ России у казахстанцев более разнообразен. Причина в том, что Россия представлена в нашем инфополе масштабнее, чем Казахстан в российском. Мы знаем о России больше, чем россияне знают о Казахстане

— Большая страна, как правило, интересуется не только многочисленными своими соседями, но в целом тем, что происходит в мире, на других континентах. В отличие от мелких стран, для которых ситуация в более крупных соседских государствах имеет другое значение, — сказал Полетаев.

Кроме того, во многом формированиям образов способствуют масс-медиа. И в России они развиты намного лучше, чем у нас.

Российские власти прикладывают гораздо больше усилий, чем наши

Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», сравнил сам процесс продвижения культурных ценностей и традиций двух стран.

— Россия значимо присутствует в Казахстане через кино, телевидение, эстраду, литературу, спорт и так далее. Казахстан же в этом плане представлен в России очень слабо. Хотя налицо серьезный запрос на расширение культурно-гуманитарных связей, и не только с Россией, — сказал он.

Проблема в том, что у нас продвижением занимаются главным образом различные энтузиасты практически на общественных началах. В отличие от той же РФ, где серьезные усилия к этому процессу прикладывают власти.

— Поэтому государству следует усилить работу в этом направлении как непосредственно, так и оказанием различной поддержки заинтересованным негосударственным структурам и творческим объединениям, — сказал политолог.

Гульмира Илеуова, президент центра исследований «Стратегия», с ним согласна. Проведение нескольких дней культуры для этих целей явно недостаточно. Нужен целый комплекс мероприятий с соответствующим финансированием государства.

Илеуова также отметила, что Россия занимает первое место в рейтинге дружественности Казахстану. Кроме того, Казахстан входит в топ стран с положительным образом в глазах россиян. Хотя прослеживается и определенная негативная динамика.

— Скажем, в образовательном сотрудничестве. Российское образование понемногу теряет популярность в сравнении со знаниями, полученными в Германии, США, Китае, — сказала Илеуова.

Так что сотрудничество с Россией в гуманитарной, культурной сфере всегда было приоритетным.

Кто оценит результаты?

Однако Чеботарев заявил, что в Казахстане преобладает историческая литература, в которой Россия рассматривается преимущественно как колониальная империя. И оценки большей частью негативные.

— Хотя в последнее время появляются достаточно объективные работы по данной тематике. Однако по современной ситуации в этой стране пока издана всего лишь одна книга эксперта-международника Аскара Нурши, — посетовал он.

Политолог Антон Морозов тоже высказался про поддержку российскими властями формирования собственного положительного образа. Государство на эти цели выделяет приличные суммы.

— Образом и имиджем, помимо МИДа и его аффилированных структур, занимаются информагентства и телеканалы. В Казахстане, точно знаю, еще с 2002 года начали интересоваться вопросами имиджа и конструирования образа страны. Появлялись по этому поводу аналитические материалы, доклады. Но одно дело интересоваться вопросом, а другое — начать программу реализовывать и оценить результаты, — сказал Морозов.

Через пару поколений дружба с соседями может закончиться

Адиль Каукенов, директор Центра китайских исследований CHINA CENTER, напомнил, что Казахстан и Россия все-таки находятся в разных весовых категориях, и это нужно учитывать. В России больше рынок и больше делается вложений, а создаваемый контент по масштабам намного превосходит наш.

— Возникает мысль о том, что отечественным создателям контента тяжелее, потому что они вынуждены конкурировать не только друг с другом, но и с российскими коллегами. В этом есть и положительный момент — есть возможность эффективно выстрелить со своим проектом, — сказал он.

Отечественной исторической литературой политолог также остался недоволен. Даже включая учебники для школ и вузов. Во-первых, период нахождения Казахстана в составе Российской империи и СССР там показан достаточно негативно. А во-вторых, еще и «начали рассказывать про якобы генетическую неприязнь между казахами и китайцами».

— Есть шансы, что книги адекватных авторов, возможно, в будущем введут объективизм в образование. Иначе через пару поколений дружбы с соседями не будет. Мы получим массу людей, верящих, что многое в определенные периоды истории было плохо, — считает Каукенов.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *