Перейти к содержимому

Узбекистан. Гамбит 02.02.2020

Комил Алламжонов избран председателем Попечительского совета Общественного фонда поддержки и развития национальных масс-медиа,его заместителем стала Саида Мирзиёева. Об этом объявлено 2 февраля на презентации нового фонда в Hyatt Regency Tashkent. 

Сообщение об открытии нового фонда впервые было опубликовано на канале в Telegram, автором которого является исполнительный директор фонда, блогер Хушнуд Худойбердиев. К слову, Общественный фонд поддержки и развития национальных масс-медиа был зарегистрирован еще в ноябре 2019 года. Алламжонов в то время уже год, как возглавлял АИМК.

О своем уходе из Агентства Алламжонов и Мирзиёева объявили 29 января, спустя неделю после объявления об открытии фонда и, как минимум, через два месяца после его регистрации.

За время управления Агентством, Алламжонов сделал для журналистов то, что не сделал ни один из его предшественников – частично отремонтировал здание, собрал команду профессионалов, наладил коммуникацию с журналистами и блогерами, повысил статус пресс-секретарей госорганов, организовал диалог с международными организациями, представлял Узбекистан на международных площадках и дал понять журналистам и блогерам, что они находятся под защитой Агентства. Одна из последних инициатив —  проект о внесения изменений в закон, которые предусматривают смягчение наказания за клевету и оскорбление в СМИ и сети интернет. Спутницей Алламжоновских реформ была дочь президента Саида Мирзиёева.

Сегодня, выступая во время презентации фонда, Саида Мирзиёева в своей речи озвучила то, о чем судачили журналисты в своих приватных беседах – ее сравнивают, проводят параллели, опасаются повторения истории со злоупотреблениями дочери первого президента. 

Выдержанные, отточенные фразы демонстрировали эмоциональную  составляющую ее отношения к этим разговорам. ​​"Быть дочерью президента — это не привилегия, это огромная ответственность, которую я всецело осознаю. Я стараюсь, и буду и дальше стараться быть полезной обществу, бороться и защищать права журналистов, блогеров, защищать свободу слова. Только так можно построить сильное гражданское общество".

Говоря о целях и задачах фонда, Мирзиёева сделала упор на развитие качественной журналистики. Таким образом фонд сделал шаг в сторону мирового мейнстрима, дал понять, что нет западной, восточной или какой-то ещё журналистики, а есть журналистика качественная и некачественная.

Негосударственные некоммерческие организации, к каковым относится новый фонд,  аккумулируют средства за счет различных грантов, пожертвований, отчислений. Алламжонов в своем выступлении подчеркнул, что фонд будет осуществлять свою деятельность только за счет грантов международных и отечественных организаций. 

В кулуарах звучали и другие опасения — удастся ли всем заинтересованным СМИ и блогерам попасть в список получателей грантов — как отечественных, так и зарубежных организаций. Поэтому важно, чтобы новый фонд не стал единственным получателем грантов на развитие СМИ и не обрел монопольное право решать, кто получит грант. 

В случае развития ситуации в этом направлении, возникает опасность, что все позитивное, что сумела создать команда Алламжонова окажется обесцененным новым препятствием на пути создания гражданского общества. Поэтому важно чтобы деятельность Фонда была прозрачной и соответствовала заявленной цели — содействие созданию равных условий для средств массовой информации на медиарынке, их дальнейшему развитию, а также реализации прав журналистов и блогеров.

Также фонд заявил, что ставит перед собой задачу содействовать созданию механизмов самоуправления национального сообщества массмедиа. Можно предположить что Фонд планирует создание подобия профсоюза или ассоциации для представления интересов медиасообщества. Уже сегодня было заявлено о создании службы адвокатов для медиа. Идея не новая,  небольшое ННО Центр развития современной журналистики реализует проект “Юридическая клиника для журналистов”. Вероятно Фонду, обладающему большими возможностями, удасться сделать больше в этом направлении. “Мы не конкуренты, все в одной лодке”, — сказал директор Фонда Худойбердиев, говоря о взаимодействии с другими немногочисленными ННО, работающими в сфере развития журналистики. 

Сложно переоценить важность существования подобных фондов в развитом обществе. Во-первых, подобные фонды должны поддерживать плюрализм мнений и дискуссию, без которых невозможно демократическое общество, как таковое. Другими словами, право на существование и получение грантов и поддержки должны получать и те СМИ, позиция которых, возможно, окажется не соответствующей общепринятому подходу к тем или иным проблемам.

Во-вторых, фонды обеспечивают перераспределение средств от богатых к бедным, от обеспеченных к нуждающимся. 

Журналисты Узбекистана помнят об общественных оргназациях, которые при открытии заявляли о высоких целях построения демократии и всесторонней поддержки СМИ, но со временем превращались либо в бесполезный для журналистики орган, либо в орган, жестко контролирующий деятельность СМИ. Причина такой трансформации в нарушении принципов создания ННО — инициатива должна исходить снизу. Это и есть гражданское общество. 

Главное, чего ждут от нового Фонда — поддержки, в том числе облегчения существования СМИ, содействия повышению уровня журналистики, более прозрачных диалогов между государством и гражданским обществом, не вмешиваясь при этом в редакционную политику СМИ. Тогда Фонд станет таким же прогрессивным новым явлением в жизни журналистского сообщества, как и АИМК.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *