Перейти к содержимому

Пример СДПК затронет другие партии Кыргызстана?

Вокруг главной партии Кыргызстана последних лет продолжают кипеть нешуточные страсти. Минюст внёс в реестр нового главу СДПК, Алмазбек Атамбаев и его соратники это решение не признали. В обществе заговорили об опасном прецеденте, по которому власти при желании могут сместить руководство любой оппозиционной силы.

Министерство юстиции КР зарегистрировало руководителем СДПК Сагынбека Абдрахманова, который возглавляет движение «СДПК без Атамбаева». Проведя альтернативный съезд социал-демократов, он объявил себя новым главой партии, но печать и учредительные документы по-прежнему у экс-президента, который не собирается их отдавать.

В СДПК раскол: по реестру их председателем является Абдрахманов, но юридически – Атамбаев. В Минюсте не смогли ответить на вопрос сторонников экс-президента кто же сейчас является руководителем. Сам Атамбаев заявляет о «рейдерском захвате» его партии.

22 апреля социал-демократы провели митинг у здания Министерства юстиции, требуя уволить министра юстиции Марата Джаманкулова и отменить скандальное решение.

Прояснил ситуацию в интервью Пресс-Клубу «Содружество» сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» из Бишкека Игорь Шестаков.

— Что означает для СДПК решение Минюста о внесении нового главы партии в реестр?

— Я думаю, что это решение Минюста достаточно резонансное. В любом случае, что бы там не решили, в обществе СДПК всегда будет ассоциироваться с личностью Алмазбека Атамбаева.

Экс-президент всегда был олицетворением социал-демократов, особенно в свой президентский срок. Атамбаев со своими сторонниками скорее всего будет оспаривать это решение в суде. Но, в любом случае, мы наблюдаем крах ещё недавно главной партии страны. Как известно, начиная с 2010 по 2017 год, СДПК была партией, которая олицетворяла собой вертикаль как исполнительной, так и законодательной власти.

Раскол в ней начался ещё весной 2017 года, когда кандидатом в президенты от социал-демократов кроме Сооронбая Жээнбекова, попытался выдвинуться и Чыныбай Турсунбеков. Я ещё тогда в своих комментариях начал отмечать, что в партии идёт раскол. А после выборов, с учётом того, что Жээнбеков отказался от имиджа партийного президента и максимально отдалился от СДПК, начался уже и фактический раскол.

И что мы сейчас видим — это решение Минюста — лишь эпизод в борьбе за печать и вывеску СДПК. Люди, которые видят, что происходит, воспринимают конфликт новых сдпкашников (которые ещё совсем недавно были его соратниками) с Атамбаевым как партийную возню. А насколько прав Минюст, я пока судить не могу. В любом случае, мы наблюдаем серьёзный кризис и развал. Даже те депутаты от фракции СДПК которые есть в Жогорку Кенеше, они не примкнули ни к одной из сторон, то есть фактически заняли нейтралитет и образовали третью сторону.

Возможно, что судебные тяжбы ни одним, ни другим не позволят участвовать в парламентских выборах, потому что этот конфликт затянется надолго.

— Если суд возьмёт окончательную сторону раскольников, получается Атамбаев не будет участвовать в предстоящих парламентских выборах?

— Полагаю, что наш экс-президент, как опытный политик, на этот случай готовит ещё какой-нибудь запасной вариант. Потому что с появлением движения «СДПК без Атамбаева», он должен был просчитать возникновения такой ситуации.

Не случайно в социальных сетях появились группы, в которых размешается информация о том, что он может пойти на выборы чуть ли не с партией «Ата Мекен» [чей лидер Омурбек Текебаев был арестован в бытность президентства Атамбаева и до сих находится в заключении, Прим.ред]. Это был бы самый абсурдный вариант, но сам факт появления таких новостей говорит о том, что такие инсайды случайно не появились.

С партиями, точнее с их количеством в Кыргызстане проблем нет. Поэтому, при финансовых возможностях Атамбаева и той группы его единомышленников, ему не составит труда пойти на выборы под другим знаменем.

Тем не менее он будет бороться и показывать, что отступать не намерен ни перед кем, кто претендует на его политического детище.

— Факт «отжатия» политической партии сам по себе является опасным прецедентом, кто может быть следующий, может, «Республика»?

— Тут другой случай. «Республика» не раскалывалась на тех, кто против и кто за Омурбека Бабанова. Эта партия в большей степени представлена в парламенте, но без участия Бабанова. В любом случае, природа наших вождистских партий такова, что «Республика» будет всегда ассоциироваться с прежним лидером, а не тем номинальным, который, возможно, будет назначен.

Не надо забывать одной простой вещи, что на выборах в 2010 и 2015 годах, население голосовало прежде всего за вождей СДПК и «Республики». Поэтому, если люди увидят, что там нет тех, за которых они голосовали, то сразу же переключатся на другие партии.

Сейчас СДПК это такой партизанский отряд (уже давно об этом говорю), не случайно Асылбек Жээнбеков вышел из этой фракции в парламенте, также не случайно Чыныбай Турсунбеков заявил, что он не представляет ни левых, ни правых в этом конфликте. Я упомянул эти личности, потому что они были ключевыми фигурами в деятельности СДПК. А Фарид Ниязов, который всегда воспринимался как один из ключевых идеологов социал-демократов, даже не вошёл в политсовет.

Когда подадут в суд?

Другой политолог из Бишкека Эдил Осмонбетов полагает, что вначале данный вопрос ещё не исчерпал возможностей решиться в юридическом поле.

— Как вы можете прокомментировать решение Минюста КР?

— Вопрос с СДПК, кто там будет лидером, стал теперь чисто юридическим. Минюст же не перегистрировал партию, министерство сообщило, что лишь внесло изменение в реестр на основании закона. Обосновав это проведённым съездом и принятым решением, предоставив соответствующие документы.

По этому поводу в большей степени надо разбираться адвокатам Атамбаева, им,в этом случае, в суде необходимо доказать нелегитимность съезда и принятого решения. То есть нужно решать этот вопрос в юридическом поле, хотя сама эта ситуация несёт в себе политическое окраску.

— Что если сторонникам Атамбаева не удастся оспорить решение Минюста, выходит на парламентские выборы пойдут две СДПК? Ведь обе стороны заявили о желании участвовать в выборах.

— Пока об этом рано говорить. Здесь СДПК надо дать чёткий сигнал и юридически это обосновывать. В других странах ведь тоже так делается: когда в партии идёт раскол, они свою позицию подкрепляют документально.

Но если такая ситуация сохранится, им, безусловно, будет тяжело участвовать в парламентских выборах. Несколько брендов «СДПК» будет дезориентировать избирателей.

— Сейчас в Кыргызстане нет ни одной провластной партии, выходит, что на выборы все будут идти как оппозиционные?

До этого ещё достаточно много времени и пока что не сформированы правила, определяющие парламентские выборы. Насколько я помню, осенью Жогорку Кенеш должен принять решение о дате проведения выборов, идёт обсуждение законов о политических партиях. И когда вот эти правила будут ясны, тогда партии и объявят свою позицию.

Пока же преждевременно говорить, кто из них будет оппозиционной, а кто провластной партией. Поэтому 2019 год в этом смысле будет определяющим.

— В связи с прецедентом попытки смещение руководства СДПК, может ли такое случится в отношении другой партии?

В кыргызской политике всё возможно. Но для того, чтобы такой сценарий снова возник, нужно, чтобы у этой партии были хорошие шансы победить на выборах. То есть иметь финансовые возможности, сеть филиалов, структуру, рейтинг и т.д. Если же у них нет возможностей и объективных причин добиться успеха, то и смысла проводить подобный «захват» не будет.

Здесь же ещё необходимо иметь в виду, что сейчас рассматривается порог прохождения партий в Жогорку Кенеш — это 7% и 9%. Мне кажется, для Кыргызстана это очень большие проходные пороги, преодолеть их под силу лишь немногим.

Чем больше в парламенте будет представлено партий, которые реально будут представлять какой-то регион, социальную группу, тем лучше. Парламент — это место, где должны решаться все насущные проблемы в стране, депутаты должны выносить на повестку дня общественное мнение и решать проблемы.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *