Одним из важных для США путей развития в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР) является концепция под названием «Большая Центральная Азия». Ряд двусторонних контактов, военные учения, инвестиционные проекты –лишь инструменты для реализации долгосрочных планов. Ввиду активного внедрения проамериканской концепции на территорию ЦАР, вполне допустимо скорое столкновение в регионе интересов нескольких крупных держав.
Впервые концепция «Большая Центральная Азия» (БЦА) была сформулирована в 2005 году, а затем стала основой внешней политики США в регионе. Вся суть БЦА сводится к некому объединению стран «Средней Азии + Казахстан» (или Центральная Азия), Афганистана, а также Южной Азии, ключевым представителем которой стал Пакистан. Формат «Средняя Азия + Казахстан» это страны, обладающие энергетическим потенциалом, а также хорошими транспортными путями. В частности, по этому маршруту пройдет проект Китая «Один пояс, один путь». В целом, политику США в ЦАР можно разделить на несколько составляющих:
- расширение сотрудничества;
- инвестиционная программа;
- военно-техническое сотрудничество;
- объединение перед лицом «общего врага».
В первую очередь речь идет об энергетическом проекте «CASA-1000», который предполагает поставки электроэнергии из Таджикистана и Кыргызстана в Афганистан и Пакистан.
Как известно из открытых источников, проект позволит Таджикистану (из которого будет доставляться 70% электроэнергии) ежегодно получать свыше $150 млн., а страна стала привлекательна для инвестпроектов в сфере электроэнергии. В частности, Таджикистан заключил контракты со шведской компанией «ABB» и индийской компанией «Kalpataru Power Transmission Limited» на строительство линий электропередачи на территории государства.
Не без участия США, Всемирный Банк выделил финансирование в размере $24 млн для улучшения электроэнергетической инфраструктуры в сельских районах Таджикистана. В этом случае американцы пользуются сценарием (вливание инвестиций), который используют в других странах со слабой экономикой.
Если рассматривать Узбекистан, то здесь другая история. Тут ставка делается на сферу безопасности, о чем говорят прошедшие в январе этого года военные учения «Южный удар» на военной базе Кэмп-Шелби в США.
Для Узбекистана военно-техническая сфера особенно актуальна, учитывая отношения с соседними странами, которые начинают налаживаться. К тому же, не стоит забывать о том, что в свое время США использовали военный аэродром Карши-Ханабад для боевых действий в Афганистане в контексте операции «Несокрушимая свобода». Правда американцы затем не стали платить за его аренду, сославшись на принудительное её прекращение со стороны руководства Узбекистана.
В настоящее время, американская администрация планирует ассигновать в 2020 году по линии США на займы по программе иностранной военной помощи $8 млрд. Возможно, что эта помощь коснется и стран БЦА.
Правда американцы затем не стали платить за его аренду, сославшись на принудительное её прекращение со стороны руководства Узбекистана. В настоящее время, американская администрация планирует ассигновать в 2020 году по линии США на займы по программе иностранной военной помощи $8 млрд. Возможно, что эта помощь коснется и стран БЦА.
После ухода президента Казахстана Нурсултана Назарбаева у США появилась возможность повлиять на внешнюю политику и двусторонние отношения. В Казахстане США привлекает «Каспийский Трубопроводный Консорциум» (КТК).
КТК — крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км.
Определенное столкновение интересов наблюдается невооруженным глазом.Подобный расклад отразится и на положении соседних стран, в том числе и Киргизии.
Расширение влияния США в Центральной Азии отразится на региональной безопасности. Начнем с того, что заявления о выводе войск из Афганистана сделаны и соглашение с талибами заключено. Соответственно, после вывода американским властям придется использовать «третьи лица» для ведения контроля за политической обстановкой в Афганистане. Однако, здесь не Ближний Восток, где присутствуют страны-проводники американской политики.
По правде говоря, выборы в Афганистане далеко не конечная цель Пентагона. Тут, больше интересна расклад сил между США, Китаем и Россией в регионе.
По причине благоприятного географического положения стран ЦАР, США, в случае благоприятного стечения обстоятельств, сможет расширить зону влияния за счет стран БЦА. А затем, при неудаче в торговой войне с Китаем, дестабилизировать ситуацию в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Более того, КНР активно реализует проект «Один пояс, один путь», который должен возродить исторический Великий шелковый путь, и пройти через страны Средней Азии. Это нежелательно для американцев, учитывая торгово-экономические амбиции США. Но вот сможет ли США конкурировать одновременно с двумя странами в ЦАР, имея и так множество проблем в экономике − вопрос.
При всем при этом не стоит забывать о том, что в более широком контексте Центральная Азия это страны ШОС, которые объединены, несмотря на ряд внутренних разногласий и споров. Ярким примером того стали Индия и Пакистан, которые вступили в организацию одновременно. Вполне возможно, проблемным местом попробует воспользоваться США для развала организаций ШОС и ЕврАзЭС, что изменит конфигурацию сил в мире.
Судя по всему, в ближайшей перспективе конкуренция в регионе активизируется с трех сторон. Но более проигрышная позиция пока что у американцев, ведь с инвестициями КНР вряд ли они смогут потягаться.
Военно-техническое сотрудничество направлено скорее в сторону России, ну и не стоит забывать исторические связи народов ЦАР, которые направлены явно не за океан. Вдобавок ко всему, у США достаточно внутренних и приграничных проблем (разногласия демократов и республиканцев, строительство стены на границе с Мексикой и кризис в Венесуэле).