Перейти к содержимому

Главная проблема загрязнения воздуха в Алматы – не транспорт

Журналист Вадим Борейко беседует с экологическим активистом Павлом Александровым, в одиночку перевернувшим представление об уровне загрязнения воздуха в Алматы.

Смог – главная боль для всех алматинцев. Но долгое время к нему относились как к неизбежной наследственной "карме", вызванной непродуваемостью города. Тем временем мегаполис медленно, но верно превращается в зону экологического бедствия, но об этом не принято говорить вслух.

Несколько лет назад городской акимат приступил к решению проблемы вплотную. Возложив основную вину за загрязнение воздуха на выхлопы автомобильного транспорта, местные власти предприняли ряд реформ местного значения, имеющих целью заставить горожан пересаживаться с частного транспорта на общественный. Достоверных данных, как эти реформы сказались на экологической ситуации, до сих пор не представлено.

В 2016 году при акимате был создан консультативно-совещательный орган – межведомственный совет по вопросам экологии под председательством замакима Ерлана Аукенова. В него вошли гражданские активисты Ажар Джандосова, Жанна Спунер, Светлана Спатарь и другие. Как рассказала Ажар, совет провёл три заседания и как-то сам собой "рассосался".

Из предложений, внесённых общественниками, реализовано было, пожалуй, лишь исследование целевых показателей окружающей среды. Оно было проведено экологической лабораторией "Экосервис-С" по заказу природоохранного управления (ныне управление "зелёной" экономики) и 25 декабря 2017 года представлено заказчику. 1 июня 2018-го его выложили в открытый доступ, а 13 июня прошли общественные слушания по этому документу. Впрочем, целевые показатели до сих пор не утверждены городским маслихатом.

Пожалуй, 2018 год стал переломным в отношении к грязному воздуху и в общественном сознании. Некоторые гражданские активисты сочли действия акимата по улучшению экологической обстановки недостаточными.

В декабре прошлого года житель Алматы юрист Альнур Ильяшев обратился в Бостандыкский суд Алматы с иском к городскому акимату. В исковых требованиях он просил суд обязать акимат города в кратчайшие сроки устранить его текущее бездействие в сфере экологической безопасности населения города, обеспечив исполнение в срок до 30 сентября 2019 года предусмотренных Комплексной программой по снижению загрязнения окружающей среды города Алматы на 2009-2018 гг. мер в отношении ТЭЦ-2 с привлечением соответствующего финансирования из бюджета города и иных источников.

На процессе выяснилось, что Комплексную программу, принятую в 2009 году, городской маслихат "поставил на утрату", то есть отменил, ещё в 2011-м (хотя и не зарегистрировал своё решение в департаменте юстиции). А "воздушная" тема растворилась в Программе развития Алматы до 2020 года.

Иск Ильяшева отклонили, не помогла и апелляция. Тем не менее в суде выяснилось немало любопытной информации, а борьба со смогом стала в Алматы одной из трёх главных гражданских инициатив прошлого года, наряду с движениями "Сохраним Кокжайлау" и "Требуем реформы МВД".

В первой половине марта 2019 года в Алматы прошёл большой круглый стол общественников, без участия представителей госорганов, "Экология Казахстана: как бороться с загрязнением атмосферы в городах". Итогом собрания стало решение создать экспертную группу для выработки конкретных рекомендаций правительству и местным органам власти по выправлению катастрофической ситуации с воздухом в казахстанских городах, прежде всего в Алматы.

Уже 25 марта эта группа собралась. В её состав вошли профессиональный энергетик Асет Наурызбаев, который стал модератором встречи; Ерлан Нурпеисов, имеющий опыт работы в "Алматыгазе" и "КазТрансГазе", учёные-экологи Айымгуль Керимрай, Рабига Хожамкул и другие эксперты, всего полтора десятка человек.

Они разбились на четыре секции: "Автотранспорт", "ТЭЦ", "Частная жилая застройка", "Градоустройство" – и займутся подготовкой рекомендаций. Экспертная группа "Чистый воздух Алматы" поставила задачу – в плотном контакте с госорганами за пять лет добиться резкого снижения загрязнения атмосферы в мегаполисе.

Но ещё задолго до судебного процесса один человек в одиночку перевернул представление об уровне загрязнения воздушного бассейна южной столицы. Алматинец Павел Александров собрал несколько датчиков-пылемеров, разместил их по городу, и они в режиме реального времени начали передавать на сайт Airkaz.org данные о содержании в атмосфере мелкодисперсных частиц PM 2.5, которые являются концентрированным маркером загрязнения воздуха.

Скриншоты со своего ресурса активист ежедневно выкладывает в соцсетях, то и дело рекомендуя горожанам закрывать окна, выходить из дома в защитной маске или как можно меньше находиться на улице. Его аккаунт в "Фейсбуке" приобрёл популярность.

Недавно Павел свёл информацию за два года наблюдений в один график (см. диаграмму), из которого видно, что кривая содержания вредных частиц в атмосфере резко взмывает вверх с началом отопительного сезона. Таким образом, Александров ставит под серьёзное сомнение утверждения акимата, будто главный виновник смога – транспорт. С цифрами в руках он доказывает, что, как минимум, не меньший вред воздуху наносят стационарные источники, и в первую очередь – ТЭЦ-2.

Кстати, вы нигде не найдёте фотографий самого Павла, и Александров не настоящая фамилия, а псевдоним. Впрочем, он не чуждается публичных мероприятий, хотя и не сказать, чтобы был их завсегдатаем. Со своей стороны, подтверждаю, что этот человек не миф, он реально существует и уже второй раз даёт мне большое интервью.

Экологический Зорро

Вадим Борейко: Павел, вы всё так же храните инкогнито?

Павел Александров: Да, я по-прежнему не фотографируюсь. Особой нужды скрываться теперь нет, но уже устоялся бренд "Павел Александров".

В. Б. Вообще-то, на суде по смогу вашу настоящую фамилию называли. Но особого ажиотажа она не вызвала, и не все участники процесса её сейчас вспомнят. Поэтому давайте вы останетесь в памяти народной "экологическим Зорро".

П. А. Мда, Зорро. Смысла пиарить себя не было изначально, и сейчас он не стоит. Личность моя не так интересна, как та информация, которая в итоге выходит из проекта: она ценнее моей личности.

В. Б. Поводов для встречи у нас несколько. Первый – вашему сайту Airkaz.org исполнилось два года.

П. А. Да, в конце марта 2017-го я его открыл.

В. Б. Второе – на прошлый Наурыз вы обнародовали первый график загрязнения воздушного бассейна Алматы за год. Ну и, наконец, ровно год назад у нас с вами было первое большое интервью. Напомните вкратце о вашей мотивации заняться исследованиями воздуха.

П. А. Не стояла задача создать большой ресурс. Основная мотивация была в том, чтобы лично самому понимать, когда можно открывать окна, проветривать квартиру, то есть когда воздух за окном безопасен, особенно зимой. У меня дети, и это важно с точки зрения их здоровья. В общем, проект вырос из небольшого лично интереса создать прибор, который просто и относительно недорого измеряет качество воздуха на улице.

Мониторинг "Сделай сам"

В. Б. Вы сами датчик сконструировали?

П.А. Это не так сложно. И доступно большому количеству людей, если они реально захотят это сделать: информации в интернете полно. Нужно всего лишь спаять несколько проводов, с программной частью чуть сложнее, но есть люди, которые по моим подсказкам такие приборы изготовили.

В. Б. И больше года назад свой пылемер вы сертифицировали?

П. А. Да. Был сертифицирован сенсор, который используется. С одного прибора всё началось. Когда я стал публиковать свои данные на сайте Airkaz.org, как раз пропал проект AUA (мобильное приложение AUA – AlmatyUrbanAir – отражало замеры степени загрязнения алматинского воздушного бассейна; осенью 2016 года подача данных с пылемеров была остановлена; в настоящее время выходит текстовой ресурс auagroup.kz, очень полезный, рекомендую. – Авт.).

Сведения об уровне загрязнения воздуха оказались людям интересны, нашли большой отклик. Была масса запросов об установке таких же приборов в других районах. Я раздал несколько датчиков своим друзьям, и на сайте стало появляться больше точек замеров. И сеть пылемеров – в Алматы их сейчас пара десятков – стала неким общественным проектом.

В. Б. То есть за всеми датчиками вы не следите?

П. А. Приборы изготавливаю я, несу небольшие затраты, денег за датчики не беру, но после того, как их отдаю в другие руки, физически доступа к ним не имею.

В. Б. Вы как-то контролировали размещение пылемеров по городу?

П. А. Ставить датчики слишком близко друг к другу смысла большого нет: они показывают примерно одно и то же. Для более равномерного покрытия территории города я выбирал район, через соцсети находил там людей, абсолютно незнакомых мне, и передавал им приборы.

География расширяется

В. Б. География вашего ресурса расширяется: за минувший год к Алматы прибавились казахстанская столица, ещё Бишкек, Караганда…

П. А. …и Темиртау.

В. Б. Сколько теперь всего счётчиков в проекте?

П. А. Больше 50. Бишкек – уже вообще отдельный проект, там есть группа активистов.

В. Б. Я общался в декабре с руководителем этой группы Марией Колесниковой, она в Алматы приезжала.

П. А. У них там всё серьёзно, даже есть финансирование, и они покрыли часть расходов на изготовление восьми датчиков, которые сразу же были установлены. Это позволило им ярко и выпукло показать, насколько проблема загрязнения воздуха в Бишкеке похожа на алматинскую.

В. Б. А вы можете уже сейчас сделать хотя бы приблизительные выводы о состоянии воздуха в нашей столице, в Караганде, Темиртау по сравнению с алматинским?

П. А. В столице была группа энтузиастов, сделавших по моим рекомендациям датчики, которые передают информацию на сайт. Они быстро увеличили количество приборов, и статистика получилась интересная. В столице большую часть времени за счёт того, что ветры дуют, воздух довольно чистый, даже зимой. Но в те моменты, когда город находится на стыке двух воздушных фронтов, холодного и тёплого, либо когда ветер перестаёт дуть и наступает штиль, уровень загрязнения атмосферы резко подскакивает – фактически до алматинских значений.

В. Б. В загрязнении столичного воздуха силён фактор частного сектора. Я видел, что в прогнозе погоды там иногда указываются даже такие атмосферные явления, как дым!

П. А. Да, запах сгоревшего угля с ни с чем не перепутаешь.

В.Б. А сгоревшей резины тем более.

П. А. В Алматы частный сектор не меньше, но у нас он районирован в нижней части города, а главное, его газификация не только выше, она просто есть. В отличие от столицы, где магистральный газ отсутствует и всё отопление частного сектора печное.

В. Б. Что скажете о промышленных городах, где установлены датчики? Имею в виду Караганду и Темиртау.

П. А. В Темиртау пылемеры появились относительно недавно. У города плохой имидж с точки зрения экологии: там иногда выпадает чёрный снег, в воздух выбрасываются крупные фракции загрязняющих веществ. Но это происходит время от времени, зависит от направления ветра, и нет такого, чтобы высокое загрязнение воздуха было постоянно.

Я сам удивился, что датчики не показывают катастрофического превышения или очень высокого фона. Там бывают разовые выбросы, которые зависят от розы ветров. Город расположен рядом с Карметом, у которого очень высокие трубы, и основной выброс приходится за территорию города. Если Темиртау и накрывает, то не так часто. Пока была пара случаев, когда я фиксировал концентрацию порядка 300 мкг/м3. А вообще, в сравнении с Алматы в Темиртау воздух, как правило, чище – по крайней мере, по частицам РМ 2.5 и РМ 10, которые измеряют мои датчики.

"Не хочу монетизировать проект, пугая людей"

В. Б. В гости на Airkaz.org просятся такие промцентры, как Усть-Каменогорск, Атырау…

П. А. В Казахстане очень широкая география городов, которые ещё надо покрыть датчиками. Но всё упирается в то, что это проект-хобби и я его делаю в свободное время, а его не так уж много.

В. Б. А вот из этих городов, которые я назвал, на вас никто не выходил?

П. А. Из Усть-Каменогорска выходили люди, которые торгуют фильтрами воздуха, они хотели купить датчики. Но у меня своеобразное отношение к коммерческим историям вокруг моего проекта. Я не хочу его монетизировать. И считаю неправильным использовать мои данные, чтобы пугать людей и продавать им под этим соусом приборы. Когда я начал с ними общаться, оказалось, что они продают обычные бытовые фильтры, которые имеют невысокую эффективность.

В. Б. А они хотели с помощью датчиков набить им цену?

П. А. Вокруг темы загрязнения воздуха сложилось много суеверий, и я не хочу ни сам на этом наживаться, ни способствовать тому, чтобы на этом деньги делали другие.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *